Земли промышленного назначения это

Содержание

Можно ли купить землю промышленного значения

Земли промышленного назначения это

Зем­ли про­мыш­лен­но­сти и дру­го­го спец­на­зна­че­ния обра­зу­ют, соглас­но Земель­но­му Кодек­су (ст. 7), одну из семи кате­го­рий зем­ли. В соот­вет­ствии с исполь­зо­ва­ни­ем земель, они под­раз­де­ля­ют­ся ещё на семь групп, пред­на­зна­чен­ных для раз­ме­ще­ния и осу­ществ­ле­ния дея­тель­но­сти сле­ду­ю­щих объектов:

  • про­мыш­лен­но­сти;
  • энер­ге­ти­ки;
  • обо­ро­ны и госбезопасности;
  • транс­пор­та;
  • кос­ми­че­ской отрасли;
  • теле- и радио­ве­ща­ния, свя­зи и информации;
  • дру­го­го спе­ци­аль­но­го назначения.

Зем­ли про­мыш­лен­но­го назна­че­ния (ЗПН) нахо­дят­ся за пре­де­ла­ми насе­лён­ных пунк­тов, в них дей­ству­ет осо­бый пра­во­вой режим, регу­ли­ру­е­мый земель­ным кодек­сом. Мож­но ли при­об­ре­сти в ЗПН земель­ный уча­сток? А если да, то в каких целях его мож­но использовать?

Земли промышленного назначения: особенности, виды, правила использования

В ЗПН нахо­дят­ся спе­ци­аль­ные зоны с осо­бы­ми пра­ви­ла­ми исполь­зо­ва­ния земель, там где размещаются:

  • объ­ек­ты энер­ге­ти­че­ской отрас­ли, в част­но­сти атом­ной энергетики;
  • скла­ды с ядер­ным топливом;
  • захо­ро­не­ния ядер­ных отхо­дов и др.

Такой уча­сток в соб­ствен­ность не предоставят.

Зем­ли пром­на­зна­че­ния явля­ют­ся феде­раль­ной соб­ствен­но­стью (п. 4 ст. 87 ЗК РФ). Одна­ко неко­то­рые участ­ки могут предо­став­лять­ся в без­воз­мезд­ное поль­зо­ва­ние для с/х дея­тель­но­сти (п. 6 ст. 87).

Пра­ва на зем­ли про­мыш­лен­но­го назна­че­ния уста­нав­ли­ва­ют­ся для участ­ни­ков земель­ных отно­ше­ний на осно­ва­нии феде­раль­ных зако­нов и земель­но­го кодекса.

Рас­смот­рим теперь отдель­но каж­дый вид ЗПН.

Земли промышленности

Зем­ли про­мыш­лен­но­сти пред­на­зна­че­ны для раз­ме­ще­ния орга­ни­за­ций и про­мыш­лен­ных объ­ек­тов раз­лич­ных отрас­лей, а так­же адми­ни­стра­тив­ных и обслу­жи­ва­ю­щих зда­ний и поме­ще­ний (ст. 88 ЗК РФ).

Раз­мер земель­но­го участ­ка под раз­ме­ще­ние адми­ни­стра­тив­ных зда­ний на зем­лях про­мыш­лен­но­сти в насто­я­щий момент не нормируется.

Земли энергетики

Зем­ли энер­ге­ти­ки пред­на­зна­че­ны для осу­ществ­ле­ния дея­тель­но­сти орга­ни­за­ций и раз­ме­ще­ния сле­ду­ю­щих объектов:

  • элек­тро­стан­ций (ГРЭС, АЭС, ТЭС и др.);
  • ЯУ (ядер­ных установок);
  • хра­ни­лищ мате­ри­а­лов и отхо­дов ядер­но­го производства;
  • ЛЭП, опор линий пере­дач и дру­гих элек­тро­се­те­вых, связ­ных линий и объектов.

Раз­мер пло­ща­ди ЗУ под воз­душ­ные ЛЭП и дру­гие объ­ек­ты элек­тро­се­тей и свя­зи опре­де­ля­ет­ся пра­ви­тель­ством РФ.

Земли транспорта

На зем­лях транс­пор­та рас­по­ла­га­ют­ся объ­ек­ты, пред­на­зна­чен­ные для функ­ци­о­ни­ро­ва­ния экс­плу­а­та­ции, рекон­струк­ции либо ремон­та желез­но­до­рож­но­го, авто­мо­биль­но­го, вод­но­го, воз­душ­но­го и тру­бо­про­вод­но­го транс­пор­та (ст. 90 ЗК РФ).

Зем­ли, выде­лен­ные под транс­порт­ные объ­ек­ты, резер­ви­ру­ют­ся в уста­нов­лен­ном феде­раль­ным зако­но­да­тель­ством порядке.

Объекты ж\д транспорта

К ним относятся:

  • желез­но­до­рож­ные пути;
  • вок­за­лы и стан­ции, путе­вые соору­же­ния, депо, объ­ек­ты обслу­жи­ва­ния, ремон­та ж/д путей, зда­ний и сооружений;
  • поло­сы отвода.

Раз­ре­ше­но исполь­зо­ва­ние земель на сво­бод­ных участ­ках полос отво­да для размещения:

  • наде­лов граж­дан для веде­ния сель­ско­хо­зяй­ствен­ной деятельности;
  • путе­вых складов;
  • тех­ни­че­ских зда­ний на охра­ня­е­мых пере­ез­дах, устройств для стре­лоч­но­го пере­во­да и пр.

На скла­дах запре­ще­но раз­ме­ще­ние горю­чих и взры­во­опас­ных веществ (бен­зи­на, соляр­ки, газа, ГСМ и т.д.).

Объекты автодорожного транспорта

К ним относятся:

  • авто­мо­биль­ные дороги;
  • посты ГАИ, при­до­рож­ные АЗС, кафе, ресто­ра­ны, пунк­ты вул­ка­ни­за­ции и дру­гие объ­ек­ты дорож­но­го сервиса;
  • поло­сы отво­да (ПО) и спе­ци­аль­ные при­до­рож­ные поло­сы (ПП).

На поло­сах отво­да раз­ре­ша­ет­ся раз­ме­ще­ние объ­ек­тов дорож­но­го сер­ви­са, при­над­ле­жа­щих граж­дан­ским и юри­ди­че­ским лицам. При­до­рож­ные поло­сы созда­ют­ся в целях без­опас­но­сти граж­дан и дорож­но­го дви­же­ния, сохран­но­сти и удоб­ства экс­плу­а­та­ции дорог.

Гра­ни­цы ПО и ПП уста­нав­ли­ва­ют­ся на осно­ва­нии ЗК РФ и зако­нов об авто­мо­биль­ных доро­гах РФ.

Объекты водного и воздушного транспорта

Зем­ля пром­на­зна­че­ния может быть предо­став­ле­на юри­ди­че­ским лицам и орга­ни­за­ци­ям для раз­ме­ще­ния вод­ных и воз­душ­ных транс­порт­ных объектов.

К объ­ек­там вод­но­го транс­пор­та относятся:

  • внут­рен­ние линии искус­ствен­но­го про­ис­хож­де­ния, напри­мер, кана­лы, реч­ные гид­ро­уз­лы соеди­не­ния вод­ных бас­сей­нов (могут быть судо­ход­ны­ми или пред­на­зна­чен­ны­ми толь­ко для сплава);
  • объ­ек­ты вод­ной транс­порт­ной инфра­струк­ту­ры, как то: 
    • пор­ты реч­ные и мор­ские, вок­за­лы, при­ста­ни, вод­ные сто­ки, пло­ти­ны и дру­гие гид­ро­тех­ни­че­ские сооружения;
    • объ­ек­ты экс­плу­а­та­ци­он­но­го, ремонт­но­го и рекон­струк­ци­он­но­го назна­че­ния и т.д.;
  • бере­го­вые поло­сы, пред­на­зна­чен­ные для внут­рен­не­го судо­ход­ства и осу­ществ­ле­ния спла­ва вне гра­ниц насе­лен­ных пунктов.

К объ­ек­там воз­душ­но­го транс­пор­та отно­сят­ся: аэро­дро­мы, аэро­пор­ты, взлет­ные поло­сы, назем­ные соору­же­ния для экс­плу­а­та­ции и ремон­та выше­на­зван­ных объ­ек­тов и др.

Объекты трубопроводного транспорта (ОТТ)

К ОТТ относятся:

  • назем­ные объ­ек­ты неф­те- и газо­про­вод­ной систем, и тру­бо­про­во­дов ино­го назначения;
  • соору­же­ния и объ­ек­ты для стро­и­тель­ства, экс­плу­а­та­ции, рекон­струк­ции и ремон­та тру­бо­про­во­дов и свя­зан­ных с ними объектов.

При исполь­зо­ва­нии земель под раз­ме­ще­ние ОТТ не тре­бу­ет­ся пере­вод земель в кате­го­рию “зем­ли транс­пор­та”. Зем­ля предо­став­ля­ет­ся на срок, необ­хо­ди­мый для осу­ществ­ле­ния задан­но­го объ­е­ма работ.

Для раз­ме­ще­ния под­зем­ных тру­бо­про­во­дов участ­ни­кам земель­ных отно­ше­ний не нуж­но даже оформ­лять пра­ва соб­ствен­но­сти — доста­точ­но нало­же­ния серви­ту­та, суть кото­ро­го в уста­нов­ле­нии охран­ной зоны вбли­зи объ­ек­тов ОТТ.

Земли теле- и радиовещания, связи и информации

Пред­на­зна­че­ны для размещения:

  • назем­ных и под­зем­ных линий и объ­ек­тов свя­зи (кро­ме кос­ми­че­ской) и радио­фи­ка­ции — радио­ре­лей­ной, воз­душ­ной, кабельной;
  • охран­ных зон, создан­ных воз­ле линий связи;
  • уси­ли­те­лей кабель­ной свя­зи вме­сте с охран­ны­ми зонами;
  • назем­но­го обо­ру­до­ва­ния спут­ни­ко­вой свя­зи (ст. 91 ЗК РФ).

Земли космической отрасли (ЗКО)

Земель­ные участ­ки ЗКО предо­став­ля­ют­ся для размещения:

  • кос­мо­дро­мов;
  • цен­тров под­го­тов­ки космонавтов;
  • ЦУПов, пус­ко­вых пло­ща­док и комплексов;
  • тех­ни­че­ских и экс­пе­ри­мен­таль­ных баз;
  • поли­го­нов, пло­ща­док для отде­ле­ния сту­пе­ней, при­зем­ле­ния и пр. (ст. 92).

Земель­ные участ­ки, рас­по­ло­жен­ные в зоне воз­мож­но­го паде­ния ракет­ных сту­пе­ней, изъ­я­тию у граж­дан не под­ле­жат. При­чи­нен­ный ущерб ком­пен­си­ру­ет­ся в соот­вет­ствии с поста­нов­ле­ни­ем пра­ви­тель­ства РФ.

Земли обороны и безопасности

Предо­став­ля­ют­ся для защи­ты госу­дар­ства, сохра­не­ния его целост­но­сти и соблю­де­ния границ.

Они пред­на­зна­че­ны:

  • для стро­и­тель­ства воен­ных объ­ек­тов, раз­ме­ще­ния воин­ских частей, орга­ни­за­ций и под­раз­де­ле­ний сухо­пут­ных войск, воен­но-воз­душ­ных и кос­ми­че­ских сил, воен­но-мор­ско­го флота;
  • под­го­тов­ки и обу­че­ния воин­ско­го состава;
  • раз­ра­бот­ки и испы­та­ний ново­го оружия;
  • ути­ли­за­ции ста­рой тех­ни­ки и воору­же­ния, захо­ро­не­ния ядер­ных отходов;
  • раз­ме­ще­ний мате­ри­аль­ных цен­но­стей из госу­дар­ствен­но­го резерва.

Земель­ные участ­ки, кото­рые предо­став­ля­ют­ся для охра­ны госу­дар­ствен­ной гра­ни­цы РФ, стро­и­тель­ства загра­ди­тель­ных соору­же­ний, раз­ме­ще­ния обо­рон­ных объ­ек­тов, зна­ков, охран­ных при­гра­нич­ных полос, выде­ля­ют­ся в бес­сроч­ное пользование.

  • ЗУ, на кото­рых воз­мож­но вре­мен­ное про­ве­де­ние воен­ных уче­ний, не изы­ма­ют­ся у обла­да­те­лей прав.
  • Участ­ки под захо­ро­не­ние ядер­ных отхо­дов, ути­ли­за­ции ста­рой тех­ни­ки и ору­жия предо­став­ля­ют­ся в бес­сроч­ное пользование.
  • В ЗАТО (закры­том авто­ном­ном тер­ри­то­ри­аль­ном окру­ге) уста­нав­ли­ва­ет­ся спе­ци­аль­ный охран­ный режим, кон­тро­ли­ру­е­мый пра­ви­тель­ством РФ.
  • Насе­ле­ние, про­жи­ва­ю­щее в ЗАТО, име­ет пра­во полу­чать за пре­де­ла­ми тер­ри­то­ри­аль­но­го обра­зо­ва­ния земель­ные участ­ки для лич­ных нужд (веде­ние ИЖС, садо­вод­ства, ого­род­ни­че­ства и дру­гой с/х деятельности).
  • При вве­де­нии воен­но­го или чрез­вы­чай­но­го поло­же­ния лич­ные земель­ные участ­ки могут быть исполь­зо­ва­ны в обо­ро­ни­тель­ных целях.

Сво­бод­ные зем­ли обо­ро­ны и без­опас­но­сти могут быть вклю­че­ны в состав охот­ни­чьих уго­дий по реше­нию упол­но­мо­чен­ных феде­раль­ных орга­нов в обла­сти обо­ро­ны и безопасности.

Использование земель промышленного назначения

Зем­ли пром­на­зна­че­ния мож­но исполь­зо­вать в соот­вет­ствии с кате­го­ри­ей и раз­ре­шен­ным исполь­зо­ва­ни­ем:

  • напри­мер на зем­лях про­мыш­лен­но­сти мож­но созда­вать про­из­вод­ствен­ные пред­при­я­тия, ремонт­но-сбо­роч­ные цеха, склад­ские поме­ще­ния и т.д.;
  • на зем­лях транс­пор­та стро­ить доро­ги, АЗС, кем­пин­ги, кафе и др. объ­ек­ты транс­порт­ной инфраструктуры;
  • зем­ли свя­зи, инфор­ма­ци­он­ных линий — про­кла­ды­вать кабель­ные, воз­душ­ные, линии свя­зи, раз­ме­щать спут­ни­ко­вые антен­ны и др. оборудование.

Зем­лю про­мыш­лен­но­го назна­че­ния мож­но взять в арен­ду, бес­сроч­ное поль­зо­ва­ние либо при­об­ре­сти в соб­ствен­ность. Но могут быть выде­ле­ны из соста­ва ЗПН толь­ко те земель­ные участ­ки, кото­рые сво­бод­ны в дан­ный момент и не исполь­зу­ют­ся для раз­ме­ще­ния пере­чис­лен­ных выше объектов.

Перед откры­ти­ем соб­ствен­но­го пред­при­я­тия необ­хо­ди­мо опре­де­лить его рен­та­бель­ность: сум­ми­ро­вать все затра­ты, рас­счи­тать пред­по­ла­га­е­мую при­быль и срав­нить затра­ты с при­бы­лью. Если при­быль ока­жет­ся мень­ше затрат, необ­хо­ди­мо вне­сти изме­не­ния в свой биз­нес план: напри­мер, вме­сто покуп­ки зем­ли офор­мить земель­ную арен­ду на дли­тель­ный срок.

Может воз­ник­нуть так­же вопрос тако­го рода:

Можно ли построить жилой дом в промышленной зоне

Про­мыш­лен­ная зона не пред­на­зна­че­на для жило­го стро­и­тель­ства, одна­ко она может вплот­ную при­бли­зить­ся к город­ской тер­ри­то­рии. В резуль­та­те это­го раз­ли­чие меж­ду про­мыш­лен­ны­ми зем­ля­ми и зем­ля­ми насе­лен­ных пунк­тов начи­на­ют сти­рать­ся: в горо­дах неред­ко стро­ят пред­при­я­тия, а в пром­зо­нах дома.

Для того что­бы постро­ить свой дом в пром­зоне, необ­хо­ди­мо обра­тить­ся в упол­но­мо­чен­ные тер­ри­то­ри­аль­ные орга­ны вла­сти. Если они дают доб­ро, земель­ный уча­сток про­мыш­лен­но­го назна­че­ния под­ле­жит пере­ре­ги­стра­ции в ЕГРН и одно­мо­мент­но­му пере­во­ду в дру­гую кате­го­рию —  ЗНП (зем­ли насе­лен­ных пунктов).

При пере­во­де зем­ли про­мыш­лен­но­сти в дру­гую кате­го­рию могут пона­до­бить­ся допол­ни­тель­ные меры:

  • снос ста­рых про­из­вод­ствен­ных строений;
  • закры­тие вред­но­го производства;
  • вос­ста­нов­ле­ние загряз­нен­ной экологии.

Налог на землю промышленного назначения

Соглас­но ст. 394 Нало­го­во­го кодек­са, зем­ли пром­на­зна­че­ния (кро­ме земель обо­ро­ны и без­опас­но­сти)  отно­сят­ся к про­чим земель­ным участ­кам, на кото­рые уста­нав­ли­ва­ет­ся повы­шен­ный земель­ный налог в раз­ме­ре 1.5 %.

Для срав­не­ния: налог 0.3 % уста­нов­лен кодек­сом для земель:

  • сель­хоз­на­зна­че­ния;
  • жило­го фон­да, ИЖС, инже­нер­ной инфра­струк­ту­ры ЖКХ;
  • под веде­ние ЛПХ, дач­но­го хозяй­ства, садо­вод­ства и огородничества;
  • обо­ро­ны и без­опас­но­сти и дру­гих земель, обо­рот кото­рых ограничен.

Важ­но! Земель­ный налог для мун. обра­зо­ва­ний, вклю­чен­ных в тер­ри­то­рии г. Моск­вы и дру­гих горо­дов феде­раль­но­го зна­че­ния зако­но­да­тель­ством не фик­си­ру­ет­ся. Став­ки по нему могут быть пла­ва­ю­щи­ми (диф­фе­рен­ци­ро­ван­ны­ми) и зави­сеть от кате­го­рии зем­ли, ВРИ, место­по­ло­же­ния участ­ка и т.д.

При отсут­ствии НПА, опре­де­ля­ю­ще­го раз­ме­ры нало­го­вой став­ки в МО, вхо­дя­щих в тер­ри­то­рии горо­дов фед. зна­че­ния, нало­го­об­ло­же­ние про­из­во­дит­ся по став­кам, ука­зан­ным в Земель­ном кодексе.

Пла­тить налог долж­ны толь­ко сле­ду­ю­щие участ­ни­ки земель­ных отношений:

  • соб­ствен­ни­ки;
  • вла­дель­цы ПНВ;
  • лица с пра­вом бес­сроч­но­го пользования.

Физи­че­ские и юри­ди­че­ские лица с пра­вом без­воз­мезд­но­го поль­зо­ва­ния или на осно­ва­нии дого­во­ра арен­ды, нало­го­пла­тель­щи­ка­ми не считаются.

Зем­ли про­мыш­лен­но­го назна­че­ния при­вле­ка­ют пред­при­ни­ма­те­лей, биз­не­сме­нов и инве­сто­ров, так как исполь­зо­ва­ние земель может при­не­сти боль­шую при­быль. Одна­ко нуж­но сораз­ме­рять свои воз­мож­но­сти с реаль­ны­ми затра­та­ми, учтя более высо­кую сто­и­мость зем­ли и высо­кий налог.

Источник: https://moezhile.ru/novostrojki/zemli-promyslennogo-naznacenia.html

Что такое земли промышленного назначения

Земли промышленного назначения это

На землях промназначения могут располагаться цеха, складские помещения, административные здания и другие постройки, необходимые для работы юридических лиц. Законодательством Российской Федерации четко определены цели использования земель промышленного назначения.

Участки промназначения могут быть использованы для строительства и эксплуатации производственных построек; на них могут располагаться территории для добычи полезных ископаемых, различные транспортные сообщения, объекты атомной энергетики и коммуникации; на них могут дислоцироваться территории обороны и безопасности, а также объекты, предназначенные для космической деятельности. Важно знать, что земля под бизнес, а именно, предназначенная для промышленного использования, не может располагаться рядом с жилыми зданиями. Она не должна нести ущерб населению и экологии близ лежащих территорий. Все нюансы, связанные с эксплуатацией участков промышленного назначения, прописаны в Земельном кодексе, а также в Федеральных законах Российской Федерации.

Купить землю промышленного назначения в Московской области могут юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, а также государственные организации.

В отношении земель промназначения могут быть оформлены различные сделки – от купли-продажи до безвозмездного пользования, главное, чтобы эти действия были допустимы законодательством о недвижимом имуществе. Однако использовать земли промышленного назначения можно только согласно установленному целевому назначению.

Например, земля под производство не может быть использована для космической деятельности. При приобретении земли коммерческого назначения стоит обратить внимание на наличие всех необходимых коммуникаций или на непосредственную близость к ним.

Ведь такие земли не могут располагаться рядом с населенными пунктами, а значит, на них должны быть собственные свет, газ и вода. Законом разрешено расположение на землях промышленного назначения собственной инфраструктуры, обеспечивающей бесперебойную работу промышленности.

С каждым годом спрос на земли промназначения только растет, это связано с увеличением объемов промышленности; особенно это ощутимо в крупных городах. И чтобы не допустить дефицита земель промышленного назначения, государством разрешен перевод сельскохозяйственных земель в категорию промназначения.

Этот процесс может быть осуществлен только с разрешения органов местного самоуправления при выполнении важного условия: земельный участок должен полностью утратить свои полезные качества для развития сельского хозяйства. Если эта земля еще может использоваться для сельско-хозяйственных нужд, то использовать её для промышленных целей категорически запрещено.

Что же касается перевода земель промышленного назначения в земли других категорий, то тут все намного проще. Однако и в этом случае существует несколько важных ограничений.

Если коммерческая земля загрязнена, нарушена ее целостность, на ней располагаются наземные или подземные объекты, подлежащие сносу, то при наличии хотя бы одного из этих факторов необходим проект рекультивации, утвержденный соответствующими органами власти.

После создания и утверждения такого проекта должны быть проведены все установленные работы, и только после этого земля может быть выведена из категории промназначения. По закону Российской Федерации земля промышленного назначения не может быть использована для застройки жилыми домами, но с каждым годом города и сельские поселения только растут и нередко пересекают промышленную зону. В этом случае собственник участка промназначения должен будет вывести его из категории промышленного назначения.

Еще один немаловажный вопрос, который волнует владельцев земель промышленного назначения – это переход этих земель в собственность государства. Современным законодательством допускается несколько случаев, когда государство может завладеть участками промназначения, находящимися в собственности физических или юридических лиц.

Этот процесс регламентируется статьями 39-51 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Изъятие земли может быть осуществлено в случае, когда выполняются соглашения международного значения; если планируется строительство или реконструкция стратегически важных для государства объектов обороны, энергетики, транспорта и других коммуникаций; если имеется соответствующее решение суда о конфискации недвижимого имущества; если есть иные обоснованные причины, не противоречащие федеральным законам. Земля промышленного назначения может как полностью перейти в собственность государства, так и быть временно ограничена в пользовании собственником. Временное ограничение собственности возможно только в крайних ситуациях, и в этом случае собственнику выплачивается компенсация, а земля возвращается обратно.

Как и другие объекты собственности, земля промназначения облагается налогом, это регулируется 31 главой Налогового Кодекса Российской Федерации. Согласно статье 394 Налогового Кодекса сумма налога на землю промышленного назначения равна 1,5% от кадастровой стоимости участка.

В сравнении с налогами на земли сельхозназначения и земли, предназначенные под строительство жилых объектов, это достаточно высокая налоговая ставка, однако на уровне местных органов самоуправления могут быть введены понижающие коэффициенты.

Интересен тот факт, что зачастую на участки промназначения устанавливается завышенная кадастровая стоимость, которая иногда даже превышает рыночную.

При обнаружении такого явного завышения владелец участка имеет право обратиться в суд с целью снижения кадастровой стоимости и, как следствие, уменьшения суммы налога. Для этого лучше обратиться к высококвалифицированному практикующему юристу.

Итак, в этой статье мы постарались как можно более подробно рассказать о том, что такое “земля промышленного назначения”, как ее можно использовать и с какими нюансами может столкнуться собственник такой земли. Теперь подведем итоги.

Перед приобретением участка промназначения необходимо взвесить все “за” и “против”, рассчитать все последующие вложения, сроки окупаемости и начало получения прибыли. За покупкой земель промышленного назначения стоит обращаться только в проверенные организации с хорошей репутацией.

Лучше, когда участок промназначения находится в непосредственной собственности компании-продавца: стоимость такой земли будет ниже, чем при покупке через посредников, а на оформление правоустанавливающих документов уйдет меньше времени.

Перед покупкой землю промышленного назначения необходимо тщательно проверить, обратив внимание на ее характеристики: рельеф; наличие коммуникаций; удаленность от населенных пунктов и транспортных сообщений.

Важно, чтобы земля промназначения соответствовала установленному целевому назначению, а это назначение было прописано во всех необходимых документах. Стоит также проверить историю участка, и убедиться в том, что он не обременен правом собственности третьих лиц, обязательствами по долгам, кредитам и исполнительным производствам.

Цена на землю промышленного назначения должна полностью соответствовать ее характеристикам и целевому назначению, она не должна быть слишком завышена или занижена, а чтобы в этом убедиться, лучше всего сравнить цены на похожие участки и выбрать оптимальный.

Ведь стоимость земельного участка может зависеть от множества факторов, наличие или отсутствие которых может сыграть ключевую роль в его использовании. Слишком низкая цена земли говорит о том, что участок не соответствует всем заявленным характеристикам и может принести будущему владельцу немалые убытки, а слишком высокая цена не всегда бывает оправдана. Если вы планируете приобретение коммерческого участка земли, лучше всего обратиться за помощью к профессионалам, которые знают все нюансы приобретения промышленных земель.

Источник: https://zem50.ru/baza-znanij/chto-takoye-zemli-promyshlennogo-naznacheniya

Земли промышленного назначения и виды разрешенного использования

Земли промышленного назначения это

Территория в населённых пунктах и вокруг них разделена на зоны. Каждая имеет своё назначение, это сделано для удобства планирования застройки.

Освоение части земель муниципалитеты оставляют за собой, остальные территории можно взять в аренду или выкупить под свои нужды. Главное, чтобы цель совпадала с назначением конкретного участка.

Земли промышленного назначения отводятся под строительство промышленных объектов, заводов, перерабатывающих предприятий. По закону эти зоны должны находиться за пределами населённых пунктов.

Разновидности земель промназначения

Промзоной может стать земля, непригодная для возделывания и выращивания, для проживания. Эти объекты должны находиться вдали от жилых зон. Однако, часто можно увидеть промзону, окружённую городскими постройками.

Так случается, потому что строительство жилых домов идёт намного интенсивнее, чем промышленное освоение территорий. Тем не менее, обязательной остаётся санитарная зона вокруг предприятия.

В некоторых городах расселяли целые кварталы в связи с тем, что они оказались в санитарной зоне завода по новому законодательству. Людям предоставлялось другое жильё, а дома сносились или определялись под офисные помещения.

Участок земли может быть выделен только под определённые цели.

Виды разрешенного использования:

  • возведение производственных помещений: цехов, боксов, складов под нужды предприятия;
  • разработка месторождений руд, ценных пород, газа, нефти;
  • химические, бактериологические предприятия, металлургические заводы;
  • горно-обогатительные предприятия и добыча полезных ископаемых;
  • возведение объектов атомной отрасли;
  • постройки для нужд обороны;
  • возведение объектов космической отрасли;
  • под транспорт и коммуникации.

Законодательство о специальных зонах

Регулирует правовые отношения, связанные с освоением и передачей прав на промышленные зоны Земельный Кодекс. Этому посвящена 16 глава. Помимо основного закона каждый регион разрабатывает свои правила и нормативы.

Общие принципы налогообложения промзон отражены в ст.394 НК РФ. Промышленность на территории страны развивается с разной интенсивностью: одни субъекты РФ живут за счёт предприятий, другие практически ничего не производят, не добывают и не интересны отраслям.

Поэтому где-то налог выше, где-то ниже для стимулирования экономики региона.

Требования к расположению промзон достаточно жёсткие: регламентируются размеры, положение на местности.

Постоянно наблюдается дефицит земель специального назначения, но в законодательстве предусмотрена возможность перевода участка из одного вида в другой. Главное условие – доказать целесообразность и острую необходимость в этом.

Доказательства собирает заинтересованная сторона: потенциальный покупатель или арендатор. Иногда необходимость в этом возникает и у самих муниципалитетов.

По закону владелец участка в промзоне обязан:

  • осуществлять охрану окружающей среды вокруг предприятия;
  • следить за сохранностью меток, обозначающих поворотные точки координат участка;
  • использовать земли в соответствии с санитарными нормами региона;
  • своевременно совершать все платежи за землю;
  • не оставлять территорию без освоения.

Сделки по землям спецназначения

Как и любой участок земли, промышленные зоны можно продавать, покупать, арендовать. Быть владельцем подобного надела может физическое или юридическое лицо, постоянно проживающее или зарегистрированное на территории РФ. В качестве арендатора могут так же выступать иностранные граждане и организации. Земли, на которые пока не нашёлся покупатель, принадлежат муниципалитету.

Собственность

По общему правилу владелец участка вправе делать с ним любые действия в рамках закона:

  • осваивать;
  • продавать;
  • расширять границы за счёт покупки соседних участков такого же назначения;
  • обменивать;
  • дарить и передавать по наследству;
  • сдавать в аренду.

Сложность заключается в ограничениях прав собственника на освоение участка. Оно должно происходить в соответствии с назначением территории.

Если земля запланирована под строительство производства, на ней нельзя развернуть возведение и эксплуатацию автосервиса с АЗС. Покупая участок в промзоне, будущий владелец должен это чётко понимать.

Постройки, не относящиеся к цели, указанной в кадастровом паспорте, придётся снести, так как узаконить их будет сложно.

В некоторых случаях возможен перевод земли из одной цели в другую, но обычно это дорого и нецелесообразно.

Аренда

Арендовать землю можно как у собственника, так и у государства. В первом случае ответственность за возникшие постройки останется на владельце участка. Это отражается в договоре.

Если арендодателем выступает муниципалитет, цель аренды указывается ещё в заявке, затем в договоре.

После получения прав на использование земли в промзоне арендатор обязан следовать всем пунктам соглашения: возвести оговоренное здание в срок, провести коммуникации, освоить землю в соответствии с назначением.

Какие сооружения законно возводить в промзоне

Строительство любого сооружения нельзя начинать без:

  • проекта;
  • разрешения на строительство;
  • сметы и бюджета.

Даже если земля находится в частной собственности, разрешение на возведение объекта необходимо получить. Здание должно соответствовать категории земли и целевому назначению территории.

Запрещены к возведению на промышленной земле:

  • жилые здания: малоэтажные и крупные;
  • объекты социального характера: школы, больницы, интернаты;
  • объекты культурного характера: музеи, выставки и тд.

На все постройки, не соответствующие регламенту, будет вынесено постановление (обычно судебное) о сносе, а владелец понесёт административную ответственность (штраф).

Смена категории участка

В каких случаях возникает необходимость изменения вида разрешенного использования участка:

  • собственник предприятия хочет расширить производство, но его участок граничит с землями из других категорий: ИЖС, СНТ, сельхоздеятельность и тд;
  • собственник участка ИЖС хочет продолжить строительство жилых зданий, но соседний участок относится к категории промышленных земель.

Смена возможна и в том, и в другом случае. Практика показывает, что изменить назначение с промышленного на любое другое проще, чем наоборот, определить участок под промышленные цели.

Сменить категорию возможно только при доказанной острой необходимости и выполнении всех условий, выставленных государством.

Возможно, понадобится:

  • доказать, что земля для сельского хозяйства не пригодна, так как её ресурсы истощены;
  • убедить, что в данном районе невозможно или нецелесообразно строить объекты жилого и социального назначения;
  • провести дополнительные процедуры: восстановить рельеф, обогатить землю, провести инженерные коммуникации и тд. Всё это инициатор перевода должен не только предоставить на планах, но и сделать на местности прежде, чем земля сменит категорию.

Порядок перевода таков:

  1. предоставить данные об участке в Земельный Комитет, заявку на смену категории, обоснования для этого;
  2. выполнить все требования по подготовке участка к переводу;
  3. согласовать строительство каждого объекта в соответствии с новым целевым назначением земли.

Можно изменить только целевое назначение: промзону, выделенную под фабрику, перевести в землю для автобазы и хранения нефтепродуктов. Принцип тот же: обосновать необходимость, подкрепить фактами, выполнить указания Земельного Комитета.

Скачать образец ходатайства о переводе земель в другую категорию.

ЗК вправе отказать владельцу участка в исполнении заявки. Тогда собственнику остаётся:

  • осваивать землю по назначению;
  • не расширять производственные мощности за счёт соседних наделов, а покупать участки в других районах;
  • отказаться от владения: продать или реквизировать.

Реквизиция

Этим понятием именуется передача промзоны во владение государства. Переход может быть добровольным, по инициативе собственника, либо по принуждению – по необходимости государства.

Реквизиция может коснуться любых участков. Однако, чаще всего затрагивает именно промзону. В рамках этого процесса ограничивается или прекращается право распоряжения у частного собственника, оно переходит муниципалитету.

Основания для реквизиции:

  • решение суда;
  • заключено межнациональное соглашение;
  • на данной территории необходимо возвести объекты, отвечающие за безопасность государства, объекты федерального значения (автомагистраль, аэропорт или ж/д станция и тд);
  • иные причины: аргументированные и не нарушающие законодательство.

В большинстве случаев реквизиция лишает владельца прав на земельный надел навсегда. Изредка выносится постановление о временном ограничении этих прав. В этом случае оговаривается срок ограничения, владелец получает компенсацию, а по окончании срока право распоряжения возвращается.

Налог на промзону

Участки промышленного назначения в собственности облагаются налогом. Его размеры определяет Налоговый Кодекс и региональные законодательные документы.

По данным НК платить в казну за промзону обходится значительно дороже, чем, например, за сельскохозяйственный надел или землю под жилые кварталы. Связано это в первую очередь с экологией. Любое производство, так или иначе, влияет на окружающую среду: обедняет землю вокруг, снижает показатели чистоты воздуха. Кроме того, близость предприятий делает дешевле соседние участки.

Федеральный налог на промземли составляет 1,5% от кадастровой цены участка. Учитывая, что кадастровая стоимость таких земель высока, то налог получается значительным. В некоторых регионах местные законодательные акты снижают налоговую ставку в целях развития промышленности. Но налог всё равно остаётся высоким.

В случае, если кадастровая стоимость превышает рыночную, собственник может обратиться в суд, чтобы инициировать пересмотр этого значения. Так можно существенно снизить налоговую ставку.

Земли промышленного назначения собственники стремятся освоить как можно быстрее, чтобы они приносили доход и перекрывали расходы.

Заключение

Участки под производства и отраслевую деятельность могут быть разными по размеру: от небольших до огромных территорий. Всё зависит от ландшафта. Минимальный размер устанавливается для каждого участка отдельно, исходя из его целевого планирования.

Цены на участки зависят от наличия прямых асфальтированных подъездов, водоснабжения, электричества и т.д. Чем больше коммуникаций – тем выше цена. Арендная плата так же зависит от этих параметров, так как она рассчитывается из кадастровой стоимости.

Государство с особенным вниманием относится к промышленным землям, так как от них зависит экологическое и экономическое будущее регионов.

Источник: https://pravorf24.ru/zemelnoe-pravo/zemli-promyshlennogo-naznacheniya/

Земли промышленности

Земли промышленного назначения это
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Земельное право » Категории земель » Земли промышленности

Под землями промышленности понимаются те земли, которые используются государством для реализации нужд, связанных с обеспечением деятельности организаций и компаний, осуществляющих эксплуатацию объектов промышленности.

Под землями промышленности понимаются те земли, которые используются государством для реализации нужд, связанных с обеспечением деятельности организаций и компаний, осуществляющих эксплуатацию объектов промышленности. Данная категория земель выделена в отдельную категорию земельных участков, поэтому к ней применяются и особые нормы.

Вам нужна помощь юриста по земельным вопросам?

Правовое положение земель промышленности

Правовой режим земель промышленности определяется и действующим Земельным кодексом РФ, и различными федеральными законами (в том числе законами на уровне субъектов федерации), которые содержат определение и в которых определено использование данных земель для промышленных целей.

Для того чтобы в полной мере реализовать статью 87 Земельного кодекса России, для земельных участков промышленного назначения установлены особые правила использования. Так, допускается строительство, реконструкция и возведение различных зданий, сооружений и прочих объектов недвижимости, которые необходимы организациям и компаниям, осуществляющим промышленную деятельность.

Кроме того, не запрещается установление границ санитарных и охранных зон таких земельных участков, которые находятся в управлении и обслуживании соответствующих компаний.

Земельные участи для реализации промышленных нужд выделяются государством, как на правах собственности, так и на правах аренды или пользования без указания конкретного срока использования.

Размеры земель для промышленных нужд устанавливаются в строгом соответствии с проектной документацией или же соответствующими нормативно-правовыми актами.

Данный вопрос чаще всего регулируется на уровне муниципалитета, в ведомстве которого находятся земельные участки.

Именно органы муниципальной власти разрабатывают проектную документацию или утверждают предложенный организацией, которая будет осуществлять промышленную деятельность, план.

На размер участка, который будет выделен под промышленные нужды, влияет и конкретный вид деятельности, и количество расположенных зданий, сооружений и построек, размер необходимой санитарной зоны, в пределах которой не могут быть выделены участки под частное или жилое строительство, для сельскохозяйственных и прочих нужд.

Земельные участки, выделенные под промышленность, могут быть предоставлены пользователям в порядке аренды или собственности, в порядке бессрочного пользования в том случае, если это не препятствует нормальному и целевому использованию земли. Кроме того, если на участке расположены объекты федеральной собственности, то передача прав или части прав на такой участок остается на усмотрение федеральных исполнительных органов власти.

Федеральная собственность на земли промышленности

Согласно действующему законодательству некоторые земельные участки промышленного назначения находятся исключительно в федеральной собственности и не являются подведомственными муниципалитету. К ним относятся:

  • те организации и объекты, главная цель которых защита и контроль целостности границы государства;
  • те организации и объекты, которые осуществляют транспортное сообщение любого типа;
  • те объекты и организации, которые занимаются космической деятельностью;
  • те объекты и организации, первоочередная задача которых оборона и безопасность, как всего государства, так и его части;
  • объекты атомной энергетики, а также любой другой энергетической системы федерального уровня (муниципальные объекты в данный список не входят).

Все земельные участки, отведенные под описанные выше нужды, не подведомственны муниципальным нормативно-правовым актам, находятся на контроле у федеральных органов исполнительной власти, ими же регулируются и обеспечиваются.

Так, государственный земельный контроль имеет право в порядке плановой или неплановой проверки запросить документацию у землепользователей, проверить исполнение норм земельного законодательства, в случае обнаружения нарушений – вынести и проследить за исполнением предписаний.

Перевод земель из категории федерально-промышленных в любую другую возможен только в том случае, если это предусмотрено нормами действующего законодательства.

Так, нередко охранные объекты переводятся в разряд транспортных или же атомных.

В свою очередь земли атомной энергетики после использования нуждаются в длительном восстановлении, поэтому их переход в другую категорию невозможен в течение долгого времени по экологическим мотивам и соображений безопасности.

Установление санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель промышленности

Зоны с особыми условиями использования достаточно четко перечислены в Градостроительном кодексе РФ, а некоторые аспекты их использования указаны и в Земельном кодексе РФ. Однако ни один из этих нормативно-правовых актов в полной мере не охватывает всех вопросов, касающихся таких зон.

Наиболее полно установление санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования прописаны в Постановлении Правительства РФ № 384. Действующими правилами установлено, что целями таких зон является безопасность и защита со стороны государства и его представителей на местном уровне земель в ходе промышленной деятельности.

Землеустройство санитарно-охранных зон земель промышленности возложено, согласно Постановлению РФ №384, на Федеральное агентство кадастра.

Именно представители этой структуры обязаны установить, какого размера будет санитарно-охранная зона, что в нее будет входить, как она будет расположена, кем обслуживаться.

Как показывает практика, санитарно-охранные зоны находятся в обслуживании у тех организаций, которые осуществляют промышленную деятельность.

После установления границ санитарно-охранной зоны и иной зоны, которая подразумевает особые условия использования, на кадастровый план и документацию наносятся соответствующие выкопировки.

Документация в обязательном порядке содержит не только текстовое, но и графическое описание границ и объектов промышленных земель и прилегающих к ним территорий, в том числе и санитарно-охранных зон.

Кроме того, земельному участку присваивается соответствующий кадастровый номер.

Подготовка документации для санитарно-защитных и прочих зон, требующих особых условий использования, требуются для обеспечения и поддержки безопасности населения.

Те, кто являются собственниками земельных участков, находящихся в зоне санитарно-защитных зон и прочих особых зон, или в промышленной зоне, не могут в полной мере владеть и распоряжаться своими участками.

На них накладываются ограничительные права, о которых собственников извещают заранее путем отправки специального уведомления в течение 15 (календарных) дней с момента присвоения землям соответствующего статуса.

Предоставление земельных участков для разработки полезных ископаемых организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности

Земельным законодательством предусмотрены некоторые правила организации предоставления земли под разработку и добычу полезных ископаемых. Однако пункт 4 статьи 88 Земельного кодекса России, в котором описывались все вопросы, связанные с деятельностью организаций, горнодобывающих и нефтегазовых, утратил свою силу с 1 марта 2015 года.

Сейчас организация земель под разработку полезных ископаемых осуществляется на общих условиях, как и для всех земельных участков промышленности.

Размер определяется в соответствии с необходимой для этого документацией и планами, участку присваивается кадастровый номер, он выделяется в плане района или субъекта, устанавливаются санитарные и охранные зоны, обслуживание и использование участка находится на контроле у государства, если иное не предусмотрено какими-то нормативно-правовыми актами муниципалитета.

Контроль за разработкой полезных ископаемых соответствующими организациями, такими, как горнодобывающие и нефтегазовые, осуществляется на уровне федеральной власти и субъектов федерации.

При этом нефтегазовые компании, как и горнодобывающие, не могут находиться в собственности только частных лиц. Одним из собственников организации обязательно является государство или его представитель, который и осуществляет контроль за реализацией и исполнением норм законодательства.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/kategorii-zemel/zemli-promyshlennosti.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.