Сущность экологического страхования

Экологическое страхование

Сущность экологического страхования

С целью расширения круга страховых экологических рисков и повышения максимальных размеров страховых сумм, начиная с 1979 г. стали создаваться специальные страховые пулы (объединения). Первый появился в Японии для страхования ответственности за аварийный разлив нефти. Кроме Японии такие пулы имеются во Франции, Италии, Голландии, Швеции и Англии.

Однако необходимо констатировать, что страхование риска загрязнения окружающей среды не получает широкой поддержки у зарубежных страховщиков. Объясняется это следующими причинами:

  • несовершенством законодательной базы в области страхования риска загрязнения окружающей среды и прежде всего отсутствием конкретных, законодательно закрепленных формулировок ряда понятий экологического страхования. Например, понятие ущерба, причиняемого загрязнением окружающей среды, законодательно точно не определено и может толковаться настолько широко, что сумма страхового возмещения вырастает до абсурдной величины;
  • недостаточным нормативно-методическим обеспечением процесса страхования, в частности, отсутствием методик по оценке потенциальных убытков от аварийного загрязнения окружающей среды и обусловленных этим тарифных ставок;
  • множественностью и запаздыванием проявлений экологических ущербов, что, в свою очередь, приводит к возникновению серьезных проблем у страховщиков при возмещении расходов по устранению последствий загрязнения.

Таким образом, оценивая зарубежный опыт страхования риска загрязнения окружающей среды, можно выделить ряд существенных вышеуказанных недостатков, снижающих эффективность его функционирования. Вместе с тем, для отечественных страховщиков практическая деятельность зарубежных страховых компаний в сфере экологического страхования представляет значительный интерес.

Глава 2. Теоретические и прикладные аспекты экологического страхования

2.1.1. Сущность и понятийно-терминологический аппарат экологического страхования

Рассмотрим сущность категории страхования.

Страхование, как экономическая категория, представляет собой систему экономических отношений, которые включают совокупность форм и методов формирования целевых денежных фондов и их использования для возмещения ущерба, обусловленного различными непредвиденными неблагоприятными явлениями.

Страхование подразделяется на три отрасли: личное страхование, имущественное страхование и страхование ответственности. Одним из видов страхования ответственности является экологическое страхование.

Под экологическим страхованием понимается страхование ответственности предприятий – источников повышенной экологической опасности за причинение убытков физическим и юридическим лицам (третьим лицам) в результате аварийного загрязнения окружающей среды.

Экологическое страхование позволяет решить две важные проблемы – обеспечить частичную компенсацию убытков от аварийного загрязнения окружающей среды и создать дополнительные источники финансирования природоохранных мероприятий, привлекая средства коммерческих структур.

В страховании применяются следующие основные понятия и термины.

Объект страхования – ответственность перед третьими (физическими и юридическими) лицами, которым может быть причинен ущерб в результате аварийного загрязнения окружающей среды страхователем.

Страхователь – лицо, уплачивающее страховые взносы и имеющее право по закону или на основе договора страхования получить денежную сумму при наступлении страхового случая.

Страховщик – организация, занимающаяся страховой деятельностью, принимающая на себя обязательство возместить убытки, возникающие при наступлении страхового случая, а также ведающая вопросами создания и расходования страхового фонда. Для осуществления страховой деятельности все страховщики в обязательном порядке должны получить лицензию на проведение страховых операций в Департаменте страхового надзора Министерства финансов РФ.

Выгодоприобретатели (третьи лица) – физические или юридические лица, которым может быть причинен вред в результате аварийного загрязнения окружающей среды и в пользу которых заключается договор страхования.

Аварийный комиссар по экологическим рискам – эксперт, оценивающий степень экологической опасности предприятий и последствия страхового случая (величину ущерба от аварийного загрязнения окружающей среды).

Страховая сумма – денежная сумма, указанная в договоре страхования, в пределах которой возможны страховые выплаты по компенсации убытков, причиненных в результате аварийного загрязнения окружающей среды.

Страховое возмещение – сумма, выплачиваемая страховщиком в целях компенсации ущерба вследствие страховых случаев.

Страховая премия (страховой взнос) – сумма, уплачиваемая страхователем страховщику за принятое страховщиком обязательство возместить убытки, возникающие при наступлении страховых случаев, оговоренных в договоре страхования.

Страховой тариф – ставка страхового взноса с единицы страховой суммы или процентная ставка от совокупной страховой суммы.

Страховой случай – фактически произошедшее страховое событие, в связи с негативными последствиями которого может быть выплачено страховое возмещение.

Страховой акт – документ или совокупность документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих факт, причину и обстоятельства страхового случая. В страховом акте устанавливается сумма фактического ущерба, причиненного в результате страхового случая.

Страховой риск – вероятное случайное событие или совокупность событий, на случай наступления которых проводится страхование. Количественными характеристиками риска являются вероятность наступления и тяжесть ущерба.

Франшиза – предусмотренная условиями страхования обязанность страхователя участвовать в оплате убытков, не превышающих определенного размера.

Страховое экологическое аудирование предприятия – деятельность по осуществлению независимой оценки информации о состоянии технологического и природоохранного оборудования на предприятии, имеющая целью установление степени потенциальной экологической опасности аудируемого предприятия и величины убытка, который может быть причинен третьим лицам в результате аварийного загрязнения окружающей среды предприятием.

2.1.2. Функции экологического страхования

В течение длительного времени в нашей стране при компенсации ущерба, причиненного стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами, доминировали общегосударственные резервные фонды различного назначения.

Помимо этих фондов для компенсации ущерба использовались централизованные финансовые резервные фонды отраслевых министерств и ведомств, а также децентрализованные резервные фонды предприятий.

Однако в современных условиях государство уже не может обеспечить полного возмещения возможных убытков, причиняемых в результате аварийного загрязнения окружающей среды. В связи с этим важно найти другие источники покрытия убытков, одним из которых может быть экологическое страхование.

Оно позволяет распределить возможные убытки среди группы юридических лиц, подвергающихся однотипному риску. Экологическое страхование вполне соответствует рыночным отношениям, являясь разновидностью предпринимательской деятельности в сфере экологии.

При этом оно привлекает средства коммерческих структур для финансирования превентивных природоохранных мероприятий. Экспериментальные расчеты показывают, что с введением системы экологического страхования может быть компенсировано пострадавшим юридическим и физическим лицам до 40% причиняемых убытков при сохранении достаточно высокой финансовой устойчивости страховых операций

Экологическое страхование выполняет следующие функции:

  • уменьшение издержек предприятий по выплате компенсаций пострадавшим в результате аварийного загрязнения окружающей среды и предоставление правовой защиты страхователям путем участия в рассмотрении исков в судебных инстанциях;
  • обеспечение гарантий пострадавшим третьим лицам в получении причитающихся им сумм возмещения за нанесенный ущерб независимо от финансового положения причинителя вреда;
  • осуществление страховыми компаниями контроля за проведением предприятиями мероприятий по обеспечению экологической безопасности. Такой контроль осуществляется на различных этапах прохождения договора страхования. При заключении договора страхования страховая компания анализирует деятельность предприятия, принимает участие в экологическом аудите объекта. При этом определяется степень страхового риска, оценивается финансовая состоятельность предприятия. По результатам проверки принимается решение о целесообразности заключения договора страхования. В процессе действия договора страховщиком оценивается текущая деятельность предприятия с точки зрения обеспечения экологической безопасности, осуществляется контроль за проведением превентивных природоохранных мероприятий. При наступлении страхового случая рассматриваются причины возникновения экологической аварии, степень вины предприятия, решается вопрос о предъявлении встречного иска страхователю;
  • финансирование мероприятий по обеспечению экологической безопасности. Такое финансирование может осуществляться и путем отчисления страховыми компаниями части собранных страховых взносов на превентивные мероприятия, и за счет прибыли страховщиков. Кроме того средства создаваемых страховых резервов могут быть использованы для кредитования природоохранных мероприятий.

2.1.3.    Особенности страхования риска загрязнения окружающей среды

Объектом экологического страхования является риск гражданской ответственности, выражающейся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими и юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба.

Характерными особенностями экологического страхования по сравнению с остальными видами страховой деятельности являются:

  • очень высокая степень неопределенности при расчете величины рисков, как в отношении частоты возникновения экологических аварий, так и величин возможных убытков;
  • неопределенность в развитии взаимосвязей, приводящих к страховым случаям;
  • возможность возникновения крупных ущербов в результате аварийного загрязнения окружающей среды;
  • сложность   установления   причинно-следственных   связей   между страховыми случаями и наблюдаемыми последствиями;
  • обязательность  наличия  значительных   страховых  резервов  для ликвидации последствий крупных техногенных аварий и катастроф.

В экологическом страховании используется хорошо известный в страховом деле эффект рассредоточения риска во времени и пространстве.

Страхователи, уплачивая относительно небольшие страховые взносы, перекладывают гарантии возмещения убытков третьим лицам на страховщиков, причем возмещаемый ущерб может многократно превосходить платежи страхователей.

При этом страховщики достигают своей цели по извлечению прибыли, учитывая при заключении страховых договоров вероятностный характер техногенных аварий.

Следует отметить, что при проведении экологического страхования страхователи и страховщики заинтересованы в снижении риска аварийного загрязнения окружающей среды.

Заинтересованность страхователей объясняется тем, что размеры тарифных ставок дифференцируются в зависимости от степени экологической опасности предприятия и осуществления им природоохранных мероприятий.

Что же касается страховщиков, то величина их прибыли напрямую зависит от количества аварий и тяжести их последствий. Именно поэтому страховые компании осуществляют беспрепятственное финансирование превентивных природоохранных мероприятий.

Резерв предупредительных природоохранных мероприятий формируется путем отчисления от страховой брутто-премии, поступившей по договорам страхования в отчетном периоде.

За счет средств резерва предупредительных мероприятий могут финансироваться следующие направления:

  • участие в финансировании   мероприятий, способствующих снижению экологической

опасности функционирования страхователя и стимулирующие его к этому;

  • участие в финансировании строительства (включая проектирование) и реконструкции

испытательных лабораторий и полигонов; участие в финансировании строительства и реконструкции диагностических станций;

  • участие в финансировании приобретения и ремонта средств связи, оборудования,

инвентаря сверх объемов, подлежащих финансированию в установленном порядке, для предупреждения аварийного загрязнения окружающей природной среды;

  • участие в финансировании строительства и реконструкции станций по борьбе с

болезнями животных, ветеринарных лечебниц, зданий пограничных контрольных ветеринарных пунктов;

  • участие в финансировании приобретения и ремонта сверх объемов, подлежащих финансированию в установленном порядке, автотранспортных средств (пожарных, ветеринарных, машин «скорой помощи» и т.п.);
  • участие в финансировании строительства и реконструкции станций защиты растений,

Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/43397_1259333_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B02.html

Экономическая сущность экологического страхования

Сущность экологического страхования

Российское законодательство определяет страхование как отношение по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении предусмотренных событий за счет денежных средств, которые создаются из уплачиваемых ими страховых взносов.

Экологическое страхование – это страхование ответственности объектов (потенциальных виновников аварийного, непреднамеренного загрязнения среды) и страхование собственных убытков, возникающих у источников такого загрязнения.Цель экологического страхования – наиболее полная компенсация нанесенного экологического вреда.

Выплата возмещения производится за счет денежных средств (страховые взносы). На экологическое страхование заключается договор, стороны определяют свои права и обязанности, объекты страхования, порядок выплаты страховых взносов и страхового возмещения.

Страхование может быть добровольным или обязательным. Страховая оценка в добровольном экологическом страховании – это размер годового оборота предприятия, т. е. выручка от реализации продукции и оказания услуг.

Страховые платежи уплачиваются по тарифным ставкам, которые устанавливаются в % от годового оборота предприятия; все споры, возникающие в связи с реализацией договора экологического страхования решаются в суде.

Объектом является: риск имущественной ответственности, который выражается в предъявлении страхователю имущественных претензий о возмещении ущерба за загрязнение земель, вод, воздуха в результате наступления страхового события

Сравнительно недавно был утвержден новый вид добровольного экологического страхования – защита имущественных интересов, третьих лиц от непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей среды.

В этом случае страховой договор заключается между предприятием, которое представляет потенциальную опасность для возникновения аварийных ситуаций и катастроф (химические заводы, атомные реакторы и т. д.

) и государственной страховой компанией.

Страховым событием является внезапное нанесение ущерба окружающей природной среде в результате аварий, которые произошли на предприятии. В случае аварии может быть нанесен ущерб третьим лицам, т. е. гражданами юридическим лицам, которые являются природопользователями.

Пример: если в следствии аварийного сброса загрязняющих веществ может погибнуть урожай на полях сельскохозяйственного предприятия или фермерского хозяйства, возмещение ущерба производится природопользователем из страховки, которую должно получить предприятие от страховой компании. Таким образом, страховое возмещение выплачивается страхователю в размере, который обусловлен заключенным договором: компенсацию ущерба, выплату убытка от ухудшения условий жизни и окружающей среды, компенсацию расходов по очистке территории, по спасению жизни и имущества.

Экономическая сущность страхования состоит в том, что оно выступает как совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного чрезвычайного и иного ущерба предприятиям или организациям или для оказания денежной помощи гражданам.

В России правовая база экономической ответственности за вред, нанесенный окружающей среде, обеспечена законами РФ «Об охране окружающей среды» (2002), «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1992) и «О страховании» (1993). Согласно данным законам, причиненные убытки должны компенсироваться за счет собственных средств виновниками и лишь в исключительных случаях – за счет госрезервов.

Экологическое страхование включает:

– обязательное и добровольное экологическое страхование для покрытия непредвиденных расходов, возникающих в результате аварий;

– систему экологического страхования стихийных бедствий;

– фонды экологического страхования и поддержки независимых страховых компаний.

Выделяют следующие виды экологического страхования: личное, имущественное, экологической ответственности.

Непременным условием выдачи страхового вознаграждения является внезапность события и непреднамеренность.

Однако предприятие может быть лишено права на страховое возмещение в случае неоднократного предупреждения о возможности аварий и непринятию никаких предупредительных мер.

Экологическое страхование выполняет с экономической стороны стимулирующую функцию, побуждая предприятие к сохранению ПР и ОС. Более актуальным становятся такие природоохранные проблемы как:

– страхование риска загрязнения ОС

– страхование инвестиций в экологические проекты

– выбор приоритетных объектов экологического страхования и др.

Для широкого практического применения экологического страхования необходимо:

– принятие постановления Правительства РФ об отнесении затрат по страхованию ответственности предприятий – источников повышенной опасности – на себестоимость продукции, товаров и услуг ;

– принятие закона РФ «О промышленной безопасности»;

– введение системы лицензирования деятельности предприятий с повышенной опасностью.

Для широкого практического применения экологического страхования необходимо:

– принятие постановления Правительства РФ об отнесении затрат по страхованию ответственности предприятий – источников повышенной опасности – на себестоимость продукции, товаров и услуг ;

– принятие закона РФ «О промышленной безопасности»;

– введение системы лицензирования деятельности предприятий с повышенной опасностью.

Источник: https://studopedia.su/8_20690_ekonomicheskaya-sushchnost-ekologicheskogo-strahovaniya.html

Экономическая сущность экологического страхования (ЭС)

Сущность экологического страхования

Система ЭС заставляет уделять большое внимание вопросам анализа экологического риска. Риск определяется как произведение вероятности техногенного воздействия на окружающую среду, на ущерб, причиненный этим воздействием.

ЭС – это страхование ответственности объектов — потенциальных виновников аварийного, непреднамеренного загрязнения среды и страхование собственных убытков, возникающих у источников такого загрязнения. Цель ЭС — наиболее полная компенсация нанесенного экологического вреда.

Экономическая сущность состоит в том, что оно выступает как совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного чрезвычайного и иного ущерба предприятиям или организациям или для оказания денежной помощи гражданам.

ЭС включает:

•обязательное и добровольное;

• систему ЭС стихийных бедствий;

• фонды ЭС и поддержки независимых страховых компаний.

Добровольное – на основе договора между страхователем и страховщиком, условия определяются в договоре, согласно Закону «О страховании».

Обязательное – осуществляется в силу закона. Охватывает предприятия, внесенные в перечень экологически опасных объектов. Для этих целей создается банк данных об опасных для окружающей среды предприятиях, включающий сведения о размерах ставок, страховых премий и сумм страхового возмещения для каждого типа таких объектов или страховых событий.

Выделяют следующие виды экол-ого страхования: личное, имущественное, экологической ответственности. Личное и имущественное – для граждан.

К страхованию ответственности перед третьими лицами относится:

• страхование общей гражданской ответственности – покрытие ущерба за нанесение вреда имуществу, вреда жизни и здоровью населения в результате аварий и катастроф;

• страхование ответственности за нанесение вреда окружающей природной среде (собственно экол-ое страхование) – страхование владельцев опасных объектов для возмещения ущерба третьим лицам, обусловленного аварией и катастрофой.

На основе величины ущерба от аварийного загрязнения среды предприятия разделяют на три группы:

1)особо опасные –группа А –предприятия с вероятностью аварий на уровне 0,09 –подлежат обязательному страхованию;

2)опасные — группа Б — с вероятностью аварий на уровне 0,085. Решение принимают региональные природоохранные органы;

3)малоопасные — группа В — вероятность аварий 0,059. На добровольной основе.

Обеспечение выплат по экологическому страхованию реализуется через создание следующих фондов:

• страховые фонды предприятий;

• фонды взаимного страхования;

• фонд страхования экологического риска.

Проблемы и тенденции развития ЭС: отсутствие статистической базы для расчета тарифных ставок страховых премий, а также необходимость создания больших резервных фондов; отсутствуют нормативные оценки убытка, причиненного имуществу и здоровью граждан.

В расчете убытков и ущерба самым трудным является вопрос определения ущерба здоровью (жизни) населения. Наметилась негативная тенденция в деятельности страховой защиты: страховые компании исключают из своих правил страхование ответственности за вред, причиненный здоровью в результате экологического бедствия.

Одной из причин, сдерживающих развитие рынка экологического страхования, является отсутствие методологии и методик страхования экологического риска. В механизме экологического страхования не предусмотрены временные рамки ответственности страховщика, а также способы определения характера загрязнения (является этот процесс текущим или единичным).

Сущность налоговой политики в природопользовании.

Существующая налоговая политика в нашей стране далека от совершенства. Она носит чисто фискальный характер, не играет никакой стимулирующей роли и не способствует переходу России на устойчивый путь развития.

Намечаемые изменения в налоговой системе с вводом нового Налогового кодекса РФ не несут в себе ничего принципиально нового. По-прежнему в этой системе сохраняется благоприятная «почва» для сокрытия налогов, вывоза капитала за рубеж и других экономических преступлений.

Поступления в доходную часть бюджета от природно-ресурсных налогов, как и прежде, остаются на весьма низком уровне, несмотря на то, что природные ресурсы вносят основной вклад в доход нашего общества.

Новая налоговая политика должна быть в первую очередь направлена на стимулирование снижения загрязнения окружающей среды вредными веществами, уменьшение потребления природных ресурсов, рациональное и неистощительное их исп-ние, а также решение других природоресурсных и экологических задач.

Для обеспечения перехода России на ноосферный путь развития налоговая система должна базироваться на следующих основополагающих принципах:

• доход, получаемый без затрат труда и предпринимательской деятельности в результате эксплуатации лучших природных ресурсов (по качеству, местоположению, естественным и экологическим условиям производства), принадлежащий каждому гражданину России в равной степени, должен взиматься в бюджет и расходоваться на социально-экономические и другие нужды общества;

• все то, что человек заработал своим трудом и посредством сбережений, является принадлежащей ему собственностью. Этот доход не должен облагаться налогом с целью перераспределения в пользу других;

• возмещение физическими и юридическими лицами причиненного ими экономического ущерба в результате загрязнения окружающей среды;

• возмещение физическими и юридическими лицами упущенной выгоды общества в результате потребления топливно-энергетических и других материальных ресурсов сверх установленных нормативов (стандартов);

• обеспечение, гарантированного поступления и расходования финансовых средств на охрану и воспроизводство природных ресурсов с целью обеспечения неистощительного природопользования;

• изъятие части доходов от экспорта и импорта товаров с помощью таможенных пошлин и сборов.

Плата за лесные ресурсы

Лесные ресурсы включают в себя сырьевые, оздоровительные, санитарно-курортные, полезащитные и водоохранные леса. Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью, образуют лесной фонд.

В состав земель лесного фонда входятлесные земли и нелесные земли.

К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой, пустыри, площади, занятые питомниками и иные).

К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и др.), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и др. неудобные для исп-ния земли).

Лесной кодекс РФ (от 22.01.97) регламентирует основы рац-ого исп-ния, охраны, защиты, воспроизводства и повышения экол-ого и ресурсного потенциала лесов. Платежи за лесопользование вносят организации, индивидуальные предприниматели и физ. лица, осущ-щие пользование лесным фондом РФ.

Платежи за лесопользование взимаются за:заготовку древесины, отпускаемой на корню; заготовку живицы; заготовку второстепенных лесных материалов; побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, заготовка в предпринимательских целях древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев или пасек и других видов лесного пользования); лесопользование для нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, туристских или спортивных целей.

Платежи за пользование лесным фондом осущ-ся в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, а арендная плата — при аренде участков лесного фонда.

Лесные подати могут взиматься в денежной форме, части добытых лесных ресурсов или иной производимой пользователем продукции или услуг.

Ставки лесных податей определяются исходя из ценности единицы лесного ресурса и устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством, либо определяются на основе результатов лесных аукционов.

Лесной кодекс регламентирует порядок распределения и использования средств, получаемых за счет лесопользования в виде платежей: в федеральный бюджет — 40%, в бюджеты субъектов Федерации — 60%.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s42253t2.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.