Публичный участок это

Содержание

§ 1. Понятие публичных земель: Прежде чем перейти к описанию порядка приобретения публичных земель

Публичный участок это

Прежде чем перейти к описанию порядка приобретения публичных земель для строительства коммерческой недвижимости, следовало бы определиться с понятием таких земель. Под публичными понимаются земли (земельные участки), не находящиеся в собственности граждан и юридических лиц (частной собственности). Они условно делятся на две группы:

1. Земельные участки, не отнесенные к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, т.е. земли, государственная собственность на которые не разграничена.

Следует подчеркнуть, что субъект права собственности на такие земли (которых пока большинство) пока не определен, до момента разграничения ими распоряжаются органы власти, уполномоченные на то законодательством .

Более подробно эти органы описаны в гл. 2, § 1, п. 1.2, этой книги.

——————————–

Пункт 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”.

2. Земельные участки, отнесенные к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований , т.е. земли, государственная собственность на которые разграничена. В ст. 17 – 19 Земельного кодекса Российской Федерации содержится исчерпывающий перечень оснований приобретения права собственности публичными образованиями:

——————————–

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования далее совместно будут именоваться публичными образованиями.

А. Земельные участки, которые признаны федеральными законами собственностью соответствующих публичных образований.

Пока данное основание применимо только к федеральной собственности. В период с 1992 г. по настоящее время было принято более десятка федеральных законов, в которых в той или иной форме провозглашалась федеральная собственность на землю, например п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. “Об обороне”.

В Земельном кодексе Российской Федерации также содержится несколько норм, признающих земли федеральной собственностью, в частности п. 4 ст.

87, согласно которому земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

В то же время следует отметить, что для возникновения права собственности Российской Федерации на земельные участки недостаточно одного провозглашения этого в федеральном законе. Необходима также государственная регистрация права собственности на земельные участки в порядке, предусмотренном законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним .

——————————–

См. по данному вопросу Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 апреля 2005 г. N 12796/04.

По данным Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в 2004 г. было зарегистрировано право собственности Российской Федерации на 15,4 тыс. земельных участков площадью 231 млн. га, находящихся в федеральной собственности в соответствии с федеральными законами.

Что касается субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, то федеральные законы об отнесении к их собственности земель или земельных участков не принимались.

Б. Земельные участки, право собственности на которые возникло у публичных образований при разграничении государственной собственности на землю.

Земельный кодекс Российской Федерации и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами .

——————————–

Подпункт 9 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Федеральный закон “О разграничении государственной собственности на землю”, принятие которого предусмотрено подп. 9 п. 1 ст. 1 и п. 2 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации, был подписан 17 июля 2001 г. и введен в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования, т.е. 20 января 2002 г.

——————————–

Источник: https://jurisprudence.club/agrarnoe-pravo-uchebnik/ponyatie-publichnyih-zemel-66404.html

Право публичной собственности: что это означает на простом языке, формы и виды права на квартиру, на землю

Публичный участок это

Значительная часть недвижимых объектов и земель до сих пор находится в государственной собственности.

Правильно это или нет, можно говорить об этом много, но для простых граждан важно уже сейчас различать основные формы собственности.

Согласно Конституции РФ на территории страны признается три основные формы:

  1. Государственная.
  2. Муниципальная.
  3. Частная.

Если вы успели заметить, в приведенном перечне легко улавливается некая иерархия, в которой главную позицию занимает государство, сохраняя тем самым прежний статус обладания правом на все стратегически важные объекты недвижимости, в том числе земельные участки.

Собственно, как государство, так и его муниципалитеты обладают, как принято говорить юридическим языком, публичной, то есть общественной собственностью. Следовательно, это понятие трактуется широко.

Это важно знать: несмотря, что обе формы подразумевают общий для всех характер публично-правовых имущественных отношений, они подразумевают разные виды полномочий и объектов права.

Для государства это практически все объекты федерального значения (территории, здания и сооружения) и субъекты прав (субъекты РФ), тогда как для муниципалитетов это их поселения (города и села). Часто на территории конкретного субъекта РФ действуют оба режима публичной собственности.

Что это такое

Такое определение может применяться не только по отношению к земле, но и к квартирам, домам, другой недвижимости. Ведь существует понятие муниципальной квартиры, служебного жилья и другого.

ВНИМАНИЕ! Государство, как определяет право правовых образований, является также самостоятельным субъектом и может владеть недвижимостью.

Помимо государства, субъектами публичной собственности являются федерации, муниципалитеты. Отличает их наличие особенных властных функций, благодаря которым они могут создавать и утверждать законодательные и нормативные акты, определять регламенты различных процессов по управлению.

Также эти субъекты могут иметь права собственника на публичные земли, строения. Собственность публично правовая включает в себя, по закону, две разновидности – это государственная и муниципальная.

Экономическое содержание публичной собственности

Публичная собственность имеет ряд характеристик, раскрывающих ее экономическое содержание. Так, публичная собственность:

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

  • необходима для реализации функций по осуществлению общенациональных и общегосударственных интересов, что проявляется благодаря аккумулированию и распределению какой-либо части национального дохода;
  • охватывает сферы рынка, не представляющие интереса субъектам частной собственности вследствие низкой прибыли, высоких издержек, больших рисков и т.д.; в сферах, где частная собственность не в состоянии обеспечить интенсивное производство товаров; где присутствует риск существенных потерь и т.д.;
  • обладает объектами, управление которыми должно строиться с учетом основных экономических и социальных интересов государства и общества;
  • в условиях рыночной экономики имеет двойственную природу, в которой сочетаются рыночное и нерыночное начало; оценка использования объектов публичной собственности в идеале должна основываться на социально-экономических критериях.

Замечание 1

Публичная собственность является сложной иерархической и комплексной системой отношений. Политическая природа собственника, сложнейшее организационное строение предопределяют роль и специфику права публичной собственности. Публичную собственность можно рассматривать как имущество, которое принадлежит публично-правовым образованиям на праве собственности.

Право публичной собственности можно рассматривать с двух аспектов:

  • в объективном смысле, как совокупность различных правовых норм, которые регулируют общественные отношения по пользованию, владению и распоряжению публичным имуществом.
  • в субъективном смысле, как право народа РФ и населения определенной территории, которые могут непосредственно или опосредованно через уполномоченные органы пользоваться, владеть и распоряжаться публичным имуществом для удовлетворения общественных интересов.

права публичной собственности реализуется через правомочия собственника: пользование, владение и распоряжение.

Особенности

Когда речь идет о государстве, как собственнике, сюда включается несколько понятий – это и сама РФ, и те республики, области, которые входят в нее. Поэтому в государственную собственность входит имущество государственное и федеральное (это недвижимость, владеют которой различные федеральные субъекты).

Среди субъектов государственной собственности находятся все территориальные единицы, включенные в состав РФ.

ВНИМАНИЕ! Государство может распоряжаться землей, которая находится в его собственности, с учетом своих целей и планов, может также передавать ее частным лицам и организациям, если доказаны серьезные основания для этого.

Муниципальная собственность – это также собственность публичная, она не считается частной. Данное понятие нужно отличать от собственности государственной, это разные публично правовые отношения.

Во владении муниципальных органов управления могут быть участки земли, квартиры, дома. Если у жилья права муниципальные на квартиру, что делать, чтобы стать ее собственником?

Необходимо пройти процесс ее приватизации.

Муниципалитет, как публичный собственник, также может отдавать свои земли в аренду, во временное пользование, организовывать аукционы для выкупа наделов частными собственниками или организациями, юридическими лицами. Образования муниципальные и государственные имеют публично-правовой статус.

Кто относится к субъектам, которые используют права публичной формы собственности на уровне муниципалитета? Это те поселки, деревни, различные населенные пункты, которые включаются в категорию муниципальных образований.

Виды собственности на земельные участки

Нормы действующего законодательства Российской Федерации предусматривают наличие трех видов собственников. Стоит отметить, что эти виды имеют существенные различия по правоспособности и масштабу распорядительных полномочий.

Виды собственников земли определены в 9 статье Конституции РФ:

  • государство;
  • муниципалитеты;
  • частные собственники.

Земельный участок, находящийся в частной собственности, может принадлежать:

  • юридическим лицам;
  • физическим лицам.

Собственники физические лица – это граждане, проживающие на территории населенного пункта, в границах которого находится земельный участок и использующие этот земельный участок по целевому назначению.

Сюда же относятся граждане, проживающие на значительном удалении от принадлежащего им земельного участка и передавшие полномочия по управлению этими участками третьим лицам либо сдавшие эти участки в аренду.

Внимание!Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.Узнайте подробности здесь.

Юридическими лицами считаются компании, предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовой формы. К ним же относятся и различные объединения садоводов и дачников.

Государственная собственность разделена на следующие уровни:

  • собственность Российской Федерации;
  • собственность субъектов Федерации;
  • собственность муниципальных образований.

Зонирование земель происходит не столько на основании территориального признака. В собственности Федерации находятся земельные участки, располагающиеся на всей территории в пределах государственной границы Российской Федерации.

Учтите! Земельные участки, принадлежащие субъектам Федерации и муниципальным образованиям, могут образовывать единый ландшафт, находясь в одном географическом пространстве. При этом эти земельные участки осуществляют разные функции.

Выше были даны определения понятиям, формам и видам права собственности на земельные участки. Давайте продолжим разбираться с ними более подробно.

Кто принимает решения

Судьбу государственного и муниципального имущества, к которому относятся и разные виды земельных участков, решают органы управления соответствующего уровня. Если необходимо вынести вердикт по тому или другому объекту недвижимого имущества, должны проходить публичные обсуждения, тщательно изучаться документы по вопросу.

Даже государство не может злоупотреблять своими правами собственника (например, передавать другим субъектам) без риска уголовного наказания. Как и частная собственность, государственная, муниципальная регистрируется. Вносит сведения о земле субъект публичного права в Росреестр на основании соответствующих документов.

Источник: https://ZetHouse.ru/drugoe/pravo-publichnoj-sobstvennosti.html

Правовой режим и особенности использования земель публичной формы собственности

Публичный участок это

Если земля публичная – значит, она принадлежит муниципальным образованиям и краевым субъектам, краевым и региональным субъектам, Российской Федерации. Но государство само не имеет право распоряжаться землёй по прямому назначению. Оно получает материальную выгоду, передавая объекты в аренду на коммерческой основе, частным лицам и предприятиям.

То есть, постройками владеет государство. Необходимо организовать приватизацию, чтобы из государственной собственность перешла в частную.

Что это означает?

Согласно действующему законодательству, государство – особенный, полностью автономный субъект, похожий по своему устройству на юридические и физические лица. Благодаря такому правовому статусу государство и играет роль самостоятельного субъекта по праву собственности.

Наличие особенных властных функций – одна из главных особенностей у таких образований. Из-за этого у них появляется право издавать нормативные акты, регламентирующие порядок, согласно которому само же государство реализует свои права на собственность.

Нормативные акты должны также соблюдать интересы общественности. Какие варианты форм публичной собственности бывают?

Основные типы публичной формы собственности

Публичная собственность разделяется на два типа:

  1. В собственности у государства.
  2. Принадлежащая муниципальным объектам.

В государственном публичном имуществе выделяют следующие виды субъектов:

  • Отдельные субъекты. Это края, республики и так далее.
  • Вся РФ.

Муниципальное образование строится по той же модели лишь в качестве собственника. Но это не значит, что муниципальное владение можно полностью отнести к государственному. Образование прав и объектов в публично-правовой сфере происходит не так, как на уровне государства.

Публичная форма собственности бывает двух типов.

Если говорить о публичной территории в образованиях муниципального типа, то право собственности может быть у:

О земельных участках как объектах публичной собственности

К национальным достояниям относят любую землю, право собственности на которую есть у государства. Если соблюдены все требования действующего законодательства. Она принадлежит как бы всему народу. В собственности местных образований находятся муниципальные земли.

Если речь идет об объектах общего имущества, то появляются определённые ограничения и обязанности, связанные с распоряжением. Только приобретение или покупка доступны для частных земельных территорий.

А вот если объекты относятся к общему имуществу – возможно возникновение права собственности у любого гражданина. Общественные виды имущества появляются после таких процедур, как изъятие, захват территории, конфискация, национализация.

В каких случаях гражданин имеет право законно пользоваться чужой землей? Ответы в этой статье.

Право владения может быть прекращено только после издания соответствующих актов, законов.

Для граждан публичная собственность может быть доступна в аренду.

Земельные объекты публичного имущества имеют и другие особенности:

  1. Публичные собственники не могут пользоваться ими от своего имени. Участок передаётся другому пользователю на условиях, оговорённых заранее.
  2. Из действий гражданского оборота по таким землям доступна только аренда. Их нельзя использовать в качестве залога, отдавать в ипотеку, передавать другим субъектам.
  3. Не обязательно использование земель только по целевому назначению.

Ищете способы оспорить кадастровую стоимость земли? Подробная инструкция по этой ссылке.

Недостатки и достоинства публичной формы собственности

Если кто-то снимает квартиру в собственности у государства, то приватизацию стараются провести как можно скорее. Но необходимость в такой процедуре как таковой отсутствует.

Ведь даже у такого жилья есть ряд преимуществ. Вот лишь небольшой их список.

  1. Полная защита от действий мошенников. Государственное жильё невозможно так просто перевести в собственность других лиц. Потому и сами злоумышленники не стараются завладеть такими объектами.
  2. Если квартира утрачена, то проживающему в ней дают другой объект, на замену. Государство обязано предоставлять другое жильё при возникновении форс-мажорных ситуаций.
  3. Возможность для улучшения жилищных условий. У каждого есть право получить другое жильё, если старое не соответствует нормам санитарного типа. Но недостаток в том, что предоставляется лишь жилплощадь с идентичными характеристиками.
  4. Отсутствие обязательного налога за владение недвижимостью. Только сами владельцы оплачивают сбор в размере 0,3-2 процентов от кадастровой стоимости жилья.

Среди главных недостатков – невозможность совершить сделки вроде продажи и дарения, аренды. Кроме того, есть риск лишиться имущества в собственности.

Публичная собственность накладывает ряд ограничений для владельца.

Особенности публичного правового режима

В данном случае он особенный. Это касается способов распоряжения объектами, вопросов по закреплению конкретных собственников.

Согласно новому законодательству, все публичные земли можно разделить на две категории.

  1. Неразграниченная бессубъектная публичная собственность.
  2. Собственность конкретного публичного собственника.

Если говорить о второй категории, то обязательно требуется государственная регистрация прав собственности для разграничения. Это обязательно для каждого участка, который не находится в частной собственности.

Но такая процедура не представляет особой сложности – достаточно, чтобы заявление предоставили исполнительные органы госвласти, либо орган местного самоуправления. Такое право есть у лиц, действующих по поручению данных органов.

Картографические работы, их виды и стоимость — читайте подробности по ссылке.

О муниципальной собственности

Как уже говорилось, к этой группе относятся участки, принадлежащие сельским, либо городским поселениям. От имени муниципальных образований выступают органы местного самоуправления, когда они занимаются реализацией прав собственности.

То есть, эти органы и становятся субъектами собственности муниципального типа.

Право собственности на землю возникает сразу после того, как завершена государственная регистрация.

Образования муниципального характера могут безвозмездно получить земли, право собственности, на которые принадлежит государству. Только в Москве и Санкт-Петербурге такие объекты в муниципальную собственность не выделяются.

При этом муниципальное право собственности может возникать даже по отношению к объектам, от которых прежние собственники отказались. Кому могут переходить такие объекты?

  1. Предприятиям унитарного типа.
  2. Учреждениям муниципалитета.
  3. Представителям местной власти, либо организациям некоммерческого типа, созданным такими властями.
  4. Юридическим лицам.
  5. Гражданам.

Заключение

Публичная собственность – важное направление для обеспечения безопасности населения, удовлетворения всех потребностей, присутствующих в обществе в настоящее время. Без соответствующей технической, материально-финансовой базы проблему невозможно было бы решить.

Публичная собственность нужна для охвата сфер жизни, которые обычным частникам не интересны из-за высокой сложности, либо слишком серьёзных требований.

Благодаря публичной собственности население имеет возможность отдыха.

Муниципальная собственность помогает организовать проживание и отдых, работу для населения. Всего на территории РФ насчитывается около 14,5 тысяч муниципальных образований. При этом у обычных граждан есть право приватизировать землю или любой другой объект, относящийся к данной категории.

Местные органы самоуправления отдельно определяют порядок, в котором проводится данная процедура. А средства от продажи и аренды объектов поступают в государственный бюджет, являясь незаменимым помощником в его пополнении.

Чтобы узнать подробнее о том, какие виды собственности бывают и какую лучше выбрать для бизнеса, смотрите это видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже: Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже:

Источник: http://ProNovostroyku.ru/yuridicheskie-voprosy/zemlya/pravovoj-rezhim-i-osobennosti-ispol-zovaniya-zemel-publichnoj-formy-sobstvennosti.html

Собственность публично-правовых образований: что это значит

Публичный участок это

Итак, собственность публично-правовых образований – это государственные или муниципальные земельные участки.

Участок не может быть бесхозным. Публичная собственность бывает:

  • Разграниченная – на земельные участки и ОКС (объекты капитального строительства), права на которые зарегистрированы за РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями и запись об этом имеется в ЕГРН. Границы таких участков определены (было межевание).
  • Неразграниченная, не сформированная в отдельные участки. До разграничения государственная регистрация на земельные участки не требуется.

Нажмите для увеличения изображения

Публичная собственность передается в постоянное бессрочное пользование государственным структурам, различным бюджетным организациям, а также в аренду и собственность гражданам и юридическим лицам.

Определенный законом перечень земельных участков государственной собственности не подлежит передаче ни на одном из видов права (земли обороны, для размещения космических объектов, земли запаса и т. п.)

Собственность государственных и муниципальных ППО

По российскому законодательству публично-правовые образования (ППО) имеют абсолютные права. Государству принадлежит:

  • ресурсы природы;
  • земли;
  • оборонные объекты;
  • космические объекты;
  • культурные и исторические памятки;
  • дороги, трассы;
  • стратегические объекты;
  • институты;
  • научная деятельность.

В собственности у субъектов Российской Федерации и муниципалитетов пребывают:

  • недвижимость;
  • инженерные сооружения;
  • коммунальные учреждения;
  • объекты культуры и истории.

Кто управляет публичной собственностью

В каждом субъекте РФ и муниципальном образовании есть уполномоченный орган, занимающийся распоряжением публичной собственностью:

  1. если участок является собственностью РФ – это Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;
  2. земля принадлежит субъекту РФ – распоряжением занимаются департаменты городского имущества;
  3. муниципальная земля находится в ведении органов местного самоуправления.

Поэтому для того, чтобы взять в аренду участок, находящийся в публичной собственности, или выкупить его, необходимо обращаться в вышеупомянутые структуры.

Передача прав собственности публично-правовых образований

В соответствии со ст. 217 ГК РФ, имущественные права государственных и муниципальных собственников можно передать гражданским и юридическим лицам. Особенно часто это право интересует потенциальных собственников в отношении земли.

Передача объектов выполняется в соответствии с законами о приватизации. Приватизация ограничена для некоторых юрлиц и некоммерческих организаций.

Помимо земельных участков, в рамках приватизации можно приобрести:

  • предприятия;
  • промышленные и гражданские здания и сооружения, в том числе незавершенные);
  • акции открытых акционерных обществ.

Как собственность публично-правовых образований перевести в частную и как выкупить земельный участок? Порядок приобретения и прекращения права собственности государственных и муниципальных публично-правовых образований регулируется соответствующими статьями Гражданского и Земельного кодекса (если законодательством для объектов собственности не предусмотрено другое).

Особенности приобретения земельных участков

Гражданско-правовые отношения в отношении такой части имущества публично-правовых образований, как земля, дополнительно регламентируются Земельным кодексом.

В 2020 г. права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, можно приобрести следующим образом:

  • возвести на арендованной земле жилой дом или другое капитальное строение;
  • организовать на арендованной земле сельского поселения крестьянско-фермерское хозяйство;
  • выиграть тендер по продаже земельных участков.

Чтобы убедиться, что земля находится в собственности публично-правового образования, нужно найти свободный от застроек, но сформированный по требованиям ЗК РФ (статья 11) участок на кадастровой карте РосРеестра.

Если сведения на электронном ресурсе не соответствуют действительности, точную информацию можно получить при запросе выписки из ЕГРН.

Имущественное право публично-правовых образований четко регламентируется законодательством РФ. Собственность ППО – это имущество государства, его субъектов и муниципальных образований, которыми владельцы имеют право распоряжаться в интересах публично-территориального коллектива.

Порядок управления публичными объектами гражданско-правовых отношений в РФ определяется Гражданским и Земельным кодексами, а также соответствующими законами и подзаконными актами.

Как взять в аренду участок, находящийся в публичной собственности

По общему правилу, взять в аренду публичный участок можно только через торги.

Источник: https://xn----8sbaa0aybkqcjljp6sd.xn--p1ai/uchastok/publichno-pravovaya-sobstvennost.html

Собственность публично-правовых образований – что это такое, как формируется

Публичный участок это

Правом собственности на сегодняшний день обладает множество граждан Российской Федерации. Данное право является не просто имуществом, а довольно сложной категорией, которая имеет свою специфику, влияние на общее состояние государства.

В ходе эволюции право собственности видоизменялось и усовершенствовалось как с точки зрения гуманности, так и юридической и экономической категорий.

На сегодняшний день в Российской Федерации существует как частная, так и общая собственность. А также выделяют такую разновидность, как собственность публично-правовых образований.

Что это значит? Кто к ним обносится и какие особенности она имеет рассмотрим далее.

Собственность публично-правовых образований: что это значит

Собственность публично-правовых образований – это вид собственности, который является общим и даёт собственникам возможность распоряжаться и пользоваться правами в отношении какого-то имущества на правах больше, чем обладают обычные физические и юридические лица.

Публично-правовое образование выступает в роли государства Российской Федерации и его субъектов, а также к ним относят ещё и муниципальные учреждения.

По сути, публично-правовые образования – это органы власти, которые наделены правом собственности и имеют законное право издавать нормативно-правовые акты, законы, которые касаются непосредственно самой собственности.

Публично-правовые образования делятся на:

  1. государство;
  2. субъекты Российской Федерации;
  3. муниципалитет.

Законы, которые издаются данными образованиями, как правило, касаются следующих позиций:

  • правила и нормы, которые должны придерживаться субъекты при проведении сделок;
  • выделения земли;
  • налогообложение;
  • наложение публичного сервитута;
  • распоряжение имуществом, в том числе выморочным;
  • другое.

Публично-правовые компании

Согласно Федерального Закона №236 публично-правовая компания (ППП) – это организация, которая предоставляет услуги государства и защищает её интересы, управляет государственным имуществом, продвигает проекты и программы социального характера. ППП является органом государственной власти, который целенаправленно создан для предоставления услуг государственной власти, а также имеет полное право распоряжаться и пользоваться государственным имуществом.

Передача прав собственности

Как правило, любая передача прав собственности в данном случае происходит исходя и следующего:

  • обязательно должно быть сохранено целостность передаваемого объекта;
  • невозможно передать права на объекты, которые имеют исключительные права;
  • срочности и возвратности земли;
  • сохранение права на земли в виде публичного сервитута.

Концепция права в основе публичной собственности в РФ

По законодательству Российской Федерации муниципальная собственность может быть передана населению по распоряжению местной администрации. Органы власти по своему усмотрению разделяют жилищный и земельный фонд.

Согласно концепции права, в основе которой является право собственности, Россия имеет англо-американский вариант. Это когда в роли главных собственников выступают ППО, а временных пользователей физические и юридические лица.

Передача в частную собственность

Передача прав собственности от ППО к гражданам осуществляется согласно законодательству Российской Федерации, а именно Жилищного и Земельного кодексов. На безвозмездной основе земли и недвижимость предоставляется:

  • многодетным семьям;
  • гражданам, которые пользуются землёй на правах аренды;
  • граждане, которые получили надел для ведения фермерского хозяйства;
  • земли дачных и садовых кооперативов;
  • граждане, которые получили земельный надел под строительство.

Документы

Для оформления земли в частную собственность гражданин должен предоставить и собрать следующий пакет документов:

  • заявление о предоставлении земельного надела;
  • копия паспорта и его оригинал;
  • акт о территориальном местоположении надела;
  • межевой план;
  • свидетельство о том, что земля используется на законных основаниях;
  • документы, которые подтвердят, что гражданин имеет право претендовать на получение участка в частную собственность;
  • чек об уплате государственной пошлины;
  • заявление в участиях на аукционе и протокол с его проведения;
  • другое.

Участие в имущественном обороте

Участие в имущественном обороте подразумевает под собой использование по целевому назначению имущества, которое входит в публичную собственность.

ППО принимают участия в приватизациях, могут изъять или конфисковать имущество для нужд государства. ППО обязательно должны предоставлять интересы страны и выступать в качестве заказчика различных услуг.

Публично-правовые образования имеют законное право на участие в уставном капитале.

Плюсы и минусы

К преимуществам стоит отнести следующие позиции:

  • защищённость от мошенников
  • нет налогообложения;
  • замена имущества в случае её потери;
  • возможность улучшения имущества через договор социального найма.

К недостаткам относятся:

  • гражданин не имеет права дарить, продавать, распоряжаться имуществом;
  • гражданин не имеет права вносить в качестве залога под ипотечные кредит;
  • гражданин может потерять право на использование имущества.

Распоряжение общественным имуществом

Распоряжение общественным имуществом происходит Росимуществом. К его основным правам относят то, что данный орган власти имеет право на распоряжение имуществом по своему усмотрению. Он имеет право передать объекты в частную собственность физическим и юридическим лицам.

Росимущество имеет право распоряжаться общественными объектами исключительно при соблюдении всех законов Российской Федерации и никак не нарушая интересов страны.

Государство имеет все права на федеральное и муниципальное имущество.

Источник: https://estatelegal.ru/nedvizhimost/sobstvennost-publichno-pravovyx-obrazovanij-chto-eto-takoe/

Право собственности публично-правовых образований: особенности

Публичный участок это

Сегодня многими участками земли владеет государство, как самостоятельный субъект гражданского права, наравне с юридическими и физическими лицами. Государство не может распоряжаться этой землей по прямому назначению, но вправе извлекать материальную выгоду от передачи частным лицам или коммерческим структурам в аренду.

При этом, органы власти муниципалитетов или иных государственных структур, владеющих землей и передающих её в распоряжение по договору аренды, могут регламентировать порядок пользования (согласно Гражданскому кодексу, в исключительно общественных интересах). Хотя принципиальных отличий права собственности государства от частного нет, но все же имеются некоторые ограничения. Что же это такое и чья эта собственность, рассмотрим ниже.

Как взять в аренду землю под строительство дома?

Собственность публично-правовых образований: что это означает

Поскольку публично-правовое образование, то есть государство, является собственником некоего имущества, то оно и распоряжается этим имуществом в интересах граждан страны. Земли в государственной собственности являются достоянием народа, но могут принадлежать физическим или юридическим лицам на особых условиях.

Земельные участки публичного имущества обладают рядом особенностей:

  • они могут быть переданы только по договору аренды и не могут стать объектом залога;
  • арендатор не вправе распоряжаться участком от своего имени.

Государству могут принадлежать не только земельные участки, но и такие объекты недвижимости, как жилые квартиры или дома.

Публичную форму собственности можно разделить по типам:

  • государственная, принадлежащая отельным субъектам РФ и государству в целом;
  • муниципальная, в том числе имущество поселений, городских образований и других подобных субъектов.

До 1990 года основной формой собственности на землю была государственная. С началом процесса приватизации многие объекты были переданы в частное владение юридических или физических лиц. Часть земель было передано в муниципальное распоряжение.

Законодательная база, регулирующая оборот публичной формы собственности:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ.

Глава 3 ЗК РФ регламентирует порядок возникновения и регулирования прав собственности на земельные наделы. Если говорить об основаниях возникновения государственной собственности, то следует обратиться к статье 17.

Гражданский кодекс в статье 218 перечисляет основания, по которым права собственности возникают:

  • в результате сделки в соответствии с законодательством (по договору гражданско-правового характера);
  • путем получения земли, не имеющей собственника;
  • при образовании нового надела в результате объединения или разделения.

Дополнительное основание содержится в статье 18 ЗК РФ – это безвозмездное выделение из федерального имущества.

Особенности реализации права

Публично-правовые образования могут пользоваться, владеть и распоряжаться собственностью в пределах своей компетенции. Все правила, касающиеся данного вопроса, должны регулироваться в официальном порядке на уровне издания соответствующих нормативных актов.

Все права на государственное или муниципальное имущество принадлежат правительству, которое может, в свою очередь, передавать полномочия другим органам исполнительной власти. Это могут быть различные ведомства, министерства, а также региональные и местные органы власти. Все свои полномочия относительно прав на имущество они реализуют, издавая свои нормативные документы.

Участки сельских и городских поселений относятся к муниципальной собственности и реализацией прав собственности на них занимаются органы местного самоуправления. Как правило, государство передает муниципалитетам земли безвозмездно. Аналогично в их ведомство переходят участки, если имеется официальный отказ прежних собственников. Они могут перейти:

  • унитарным предприятиям;
  • муниципальным учреждениям;
  • некоммерческим учреждениям;
  • юридическим или физическим лицам.

Участие публично-правовых образований в имущественном обороте

  1. Правоотношения публичной собственности. Объектом выступает принадлежащее субъекту имущество. Существенным отличием публичной от частной собственности является использование ее только по целевому назначению.
  2. Приватизация и деприватизация.

    Публично-правовые образования участвуют в процессах приватизации, а также изымаются из частных владений в публичную собственность путем конфискации, национализации.

  3. Обязательственные отношения.

    Публично-правовые образования в соответствии с Федеральными законами участвуют в таком виде правоотношений относительно исполнения обязательств по договорам, где выступают заказчиками работ и услуг для государственных нужд.

  4. Корпоративные отношения. Публично-правовые образования вправе принимать участие в уставном капитале организаций.

    Это происходит на основании законодательства и является вкладом государства в увеличение объема капитала.

Распоряжение и управление недвижимым имуществом и земельными участками, принадлежащими государству, осуществляется уполномоченным органом Росимущества и его территориальными единицами.

: Право публичной собственности

Рассказывает юрист с большим опытом в конфликтных ситуациях, Иван Медведев. Если нужно полностью разобраться в данной теме, то просмотрите данную лекцию до конца.

Источник: https://nedexpert.ru/zemlja/sobstvennost-publichno-pravovyh-obrazovanij/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.