Повторное использование отработавших масел

Содержание

Переработка машинного масла в дизельное топливо: оборудование и технологии

Повторное использование отработавших масел

Переработка масла в дизель помогает заново использовать его, снизив вред экологии. Но для этого нужно обзавестись специальными перерабатывающими установками и научиться самим технологиям переработки, ее способам. Еще надо уметь различать, какой процесс лучше подходит для определенного случая.

Зачем перерабатывать машинное масло

За границей, особенно в Соединенных Штатах, технология переработки машинного отработанного масла в дизельное топливо не является чем-то новым. Более того, это уже давно использованная технология и проверенная практика, которая позволяет использовать ненужное ранее вещество и повышать уровень экологии. Также такой подход позволяет укрепить экономику.

Куда идет дизель после переработки отработанного масла? Во-первых, некоторые транспортные средства ездят на дизеле, так как он является более дешевым. Во-вторых, его активно применяют на строительстве и при прокладывании железных путей.

Технологии переработки отработанного масла в дизельное топливо

Технологию часто сравнивают со стиркой одежды. В этом случае масло, так же, как и одежда, очищается от загрязнений, таких как химические добавки, вода и другие частицы, примеси. Но разница состоит в том, что в отличие от одежды, масло может очищаться сколько угодно раз и не терять свои свойства.

Смешивание масла с дизтопливом

Разбавление маслом дизельное топливо часто улучшает качество последнего и предотвращает поломки мотора. Но есть ряд фактов, которые сильно изменяют его работу:

  • придется сменить заправляемое топливо на более дорогое;
  • если смеси будет много, то мотор может попросту перегреться;
  • также может появляться дым и нагар, собирающийся на свечах зажигания и выводящий их из эксплуатации.

Если же смеси будет мало, то мотор быстро сломается и износится.

Перед смешиванием нужно обратиться за помощью к специалисту для подбора правильного топлива высокого качества, так как смесь низкого качества может ухудшить работу мотора. Последний чувствительный к качеству, поэтому нужно выбирать также качественное масло, которое не будет содержать химических добавок.

Переработка машинного масла в дизельное топливо или их смешивание часто связано с тем, что после этого двигатель работает намного тише. Некоторые водители даже отмечают, что после смешивания веществ пропадает вибрация и не прослеживается стук.

Хотя на самом деле заправляемое вещество просто устраняет те проблемы, которые возникли после нескольких лет эксплуатации отдельных частей. Так, стук возникает из-за появления зазоров, которые являются подтверждением большого километража автомобиля. Другие шумы появлялись же из-за износа двигателя.

Метод пиролиза

Для получения топлива с помощью метода пиролиза и ректификации требуется установка по переработке отработки масла в дизтопливо.

С самого начала с помощью специальных установок специалистами осуществляется крекинг, в результате которого из отработанных масел получается печное топливо темных оттенков.

Цвет меняется в зависимости от состава изначальной смеси. Как правило, объем уменьшается на 15%.

Далее топливо отправляют на другие установки, колонны, на ректификацию. Этот процесс позволяет осветлить средство и разделить его на следующие части: мазут, дизельную и бензиновую фракции.

Они делятся по температурам кипения и могут нести разного характера дистиллят.

К примеру, бензиновая фракция – это легкий дистиллят, а мазут – вообще тяжелый остаток, составляющий до 30% от всей смеси, в то время как первая занимает до 20%, а дизельная фракция – до 50%.

Оборудование для переработки масла в дизтопливо

Перед тем, как отправлять масло на переработку, следует как можно тщательнее очистить его и избавить от грязи, воды и неприемлемых для автомобиля химических веществ. Такой подход позволяет улучшить качество итоговой смеси, избавить оборудование от возникновения нагара, что продлевает срок работы. Возможно, из-за этого итоговое дизельное топливо намного дороже простого топлива.

Покупая всю систему для переработки масла в дизтопливо не нужно волноваться, что вся установка будет стоить больше самого топлива. Ведь последнее отличается своей большей стоимостью из-за высокого качества, поэтому все и окупается буквально за полгода. Важно устанавливать также систему пожаротушения.

Крекинговые установки имеют намного большую пожаростойкость и защиту от аварийных ситуаций разного характера. Также может отдельно устанавливаться система охлаждения, которая позволит продлить срок эксплуатации и защитит отдельные детали от перегрева. Помимо этого, такие установки можно апгрейдить и повысить такие показатели, как КПД, безопасность.

Компоненты пиролизных и фильтрующих установок

Пиролизная установка включает в себя следующие детали:

  • Реторта;
  • Модуль пиролиза;
  • Сборник жидкого продукта.

Реторта – цилиндрическая установка для перемешивания сырья. Она находится в модуле пиролиза. При его покупке обязательно нужно смотреть на описание: оборудование должно иметь высокие показатели теплоизоляции, которая делается на керамическом волокне и огнеупорном бетоне. Также есть сборник жидкого продукта.

В отличие от пиролизных установок, фильтрующие собираются в зависимости от того, для чего они и куда будут предназначены. Поэтому и стоят намного дороже.

Используются они в разных сферах промышленности, среди которых:

  • обработка масла,
  • прочистка сплавов металлов,
  • фильтрация воды.

Качество дизельного топлива, полученного из отработки

Качество дизельного топлива напрямую зависит от того, каким способом оно будет получено после отработки. Наиболее качественным считается топливо, выведенное физическим или химическим методом. Суть первого в том, что после смешивания происходит утилизация ненужных и вредных для автомобиля компонентов и фильтрация полученной смеси. Он считается самым простым.

Высоким качеством обладает топливо, выведенное химическим способом. Схема его работы в том, что посредством влияния разных безопасных для мотора химических средств происходит очистка топлива. Такая система прочищения немного сложнее в исполнении, но гораздо эффективнее.

Куда идет дизель после переработки отработанного масла

Переработанный дизель и разные моторные средства после переработки имеют намного большее негативное влияние на окружающую среду, чем даже нефть.

Утилизация отходов является дорогой процедурой, которая при больших объемах переработки является довольно дорогим занятием. Бывает даже так, что она может превышать доход от проданного топлива и солярки, что совершенно недопустимо для промышленности.

Поэтому многие экономят на утилизации. К примеру, такие отходы пропускаются под почву или на нижний слой на дне моря, что пагубно влияет на окружающую среду.

Во многих странах проблема утилизации имеет статус международной, так как объем веществ значительно превышает количество резервуаров для хранения.

Поэтому масла повторно перерабатываются и используются дальше, то есть, происходит процесс регенерации. Такое решение помогает сэкономить капитал завода и страны в целом, поднять уровень экологии и снизить загрязнения.

Если очистка происходила в частном доме кем-то из простых водителей, то отходы можно продавать компаниям, которые путем фильтрации и пиролиза, перерабатывают отходы на разное топливо: дизель, мазут и бензин.

Иногда переработанное масло имеет намного лучшие характеристики. Дт (дизельное топливо) может не так пагубно влиять на мотор и автоматику автомобиля, убирать шум и постукивания, которые появились из-за большого срока эксплуатации.

Переработать дизельное топливо не так уж и легко. Это определенные технологии, установки и процессы, которые могут улучшить показатели и переработать само топливо с одного вида на другой. Перед использованием такого масла следует проконсультироваться со специалистом по поводу совместимости его с двигателем и воздействием на свечи и другие важные детали.
[Total: 1 Average: 3]

Источник: https://promusor.info/pererabotka/maslo-distoplivo/

Регенерация отработанного масла, утилизация отработавших масел

Повторное использование отработавших масел

Минимум раз в год каждому владельцу автотранспорта приходится менять масло в двигателе своего железного коня. В результате у частных лиц и на предприятиях скапливается большой объем обработанного продукта, который необходимо каким-то образом утилизировать или перерабатывать. Эта проблема, учитывая постоянно возрастающий парк автомобилей, стала сегодня очень актуальной.

Что представляет собой моторное масло, необходимость его применения

Эксплуатация силовых агрегатов невозможна без применения масла для смазки его движущихся деталей. Эта жидкость образует пленку, защищающую элементы двигателя от сухого трения и преждевременного износа.

Кроме этого, масло предохраняет металлические части ДВС от появления коррозии и воздействия вредных соединений, обычно образующихся при работе мотора.

Вне зависимости от вида конечного продукта (различают минеральные, синтетические или полусинтетические виды смазочных жидкостей) производится базовое масло путем перегонки сырой нефти. В дальнейшем полуфабрикат может отправляться на дальнейшую переработку, для улучшения характеристик вводятся различные присадки.

Количество масла, необходимого для заливки в двигатель, определяется техническими характеристиками транспортного средства. Наглядно зависимость объема смазочной жидкости от типа мотора представлена на фото.

Чтобы силовой агрегат надежно служил долгие годы, масло в нем необходимо периодически менять. Связано это с тем, что при эксплуатации мотора происходит изменение характеристик смазочной жидкости, приводящее к невозможности дальнейшего ее использования.

Частота замены зависит от рекомендаций производителя транспортного средства. Как правило, она определяется пробегом автомобиля. Обычно менять масло рекомендуется после 7,5, 10 или 15 тыс. километров пробега.

Но в любом случае эта операция проводится не реже, чем раз в год. Даже если машин весь год простояла без движения. Это обусловлено потерей свойств материала при контакте с воздухом, металлическими и резиновыми деталями мотора.

Отработанное масло остается не только в автопарках и гаражах, оно в большом количестве скапливается на различных производствах и электростанциях.

К слову, помимо непосредственно моторного масла, проводится периодическая замена и других жидкостей, необходимых для работы транспортных средств, а также промышленного оборудования: трансмиссионных и тормозных жидкостей, индустриальных смазочных материалов и т.д.

В результате после замены смазочной жидкости остается большое количество отработанного продукта, которое необходимо каким-то образом утилизировать. Мировое потребление масла составляет примерно 60 млн. тонн в год.

Утилизация моторного масла

Отработанное масло относится к опасным отходам. Оно может нанести значительную угрозу здоровью людей и природе, попадая в почву, поверхностные и грунтовые воды.

Причем эта жидкость даже опаснее нефти, из которой произведена, так как в ее состав входят различные присадки, а в процессе эксплуатации образуются разного рода примеси и загрязнители.

Использованное масло нерастворимо, оно химически устойчиво, в нем могут присутствовать токсические соединения и тяжелые металлы. Естественным образом оно разлагается довольно долго.

Законодательными актами в России сбор и переработка отработанного масла, как опасного отхода, в принципе, регулируется. Запрещено его захоронение в воде и земле, а также сжигание без проведения удаления имеющихся в составе присадок.

Специализированными организациями, имеющими лицензию на подобного рода деятельность, осуществляется сбор м утилизация отработанного масла. Однако, несмотря на принимаемые меры, часть его просто сливается в канализацию, землю или водоемы, загрязняя среду нашего обитания.

Низкая эффективность мер, направленных на улучшение положения дел в области утилизации моторного масла объясняется несколькими причинами:

  • отсутствием достаточной ответственности собственников отработанных материалов и заинтересованности в их переработке;
  • плохо налаженным учетом отработки;
  • отсутствием координации участников рынка;
  • высокой стоимостью инфраструктуры, необходимой для сбора и утилизации;
  • недостаточно развитой экологической культурой наших граждан.

Лишь небольшой процент (не более 20%) отслужившего свой срок продукта в нашей стране поступает на переработку.

Примечание. В Северной Америке и Западной Европе осуществляется регулирование сбора и переработки отработанных нефтепродуктов на законодательном уровне.

Например, в развитых европейских странах регенерируется до 90% отработанных нефтепродуктов, что обеспечивается развитой инфраструктурой.

Однако предпринимаемые государством меры по решению проблемы позволяют надеяться, что уже в ближайшем будущем и в нашем государстве будет разработана работающая бизнес-схема переработки использованного продукта.

Сегодня существует несколько способов повторного использования отработанного масла. Например, обезвоживание или термокрекинг. Одним из наиболее предпочтительных по экономическим и экологическим соображениям является его регенерация, обеспечивающая частичное или полное восстановление качественных показателей вторичного сырья.

Способы регенерации

Этот метод позволяет получить продукт, предназначенный для повторного использования и практически не отличающийся по своим характеристикам от масла, произведенного из сырой нефти.

Таким образом жидкость, очищенная от продуктов окисления, грязи, иных примесей, которая является ценным сырьем, может быть использована по назначению снова.

Регенерация, то есть восстановление отработанного моторного масла, позволяет удалить из него химический осадок, механические включения, газы, водный конденсат, кислоты и другие примеси, а также придать очищенному продукту оригинальный цвет и запах.

В результате получается базовое масло. Этот материал после компаундирования и добавления присадок может использоваться в качестве моторного, трансмиссионного, гидравлического масла и других видов смазок. Помимо этого, очищенную жидкость применяют при изготовлении асфальта.

Для получения продукта, имеющего необходимые физико-химические характеристики, используется несколько методов.

Физико-механические способы регенерации

При помощи таких методов можно в условиях небольшого предприятия организовать получение масла довольно низкого качества, которое можно использовать для смазки узлов оборудования.

Отстаивание

Целью применения данного метода является осаждение тяжелых включений отработки на дне маслоотстойника. Способ относится к наиболее дешевым, так как нет потребности в использовании дорогостоящего оборудования, однако для его реализации требуется время, причем значительное.

К тому же тонкую очистку в данном случае произвести не получится. Частицы, имеющие равную с маслом удельную плотность, в нем все равно остаются. В результате качество очищенного методом отстаивания продукта оставляет желать лучшего.

Этот способ можно применять лишь в качестве одного из этапов восстановления отработанной жидкости.

Процесс осуществляется в специальных маслоотстойниках. Для его ускорения может использоваться температурная обработка, то есть подогрев жидкости примерно до 85 – 90 градусов.

Фильтрация

Многоступенчатая фильтрация, подразумевающую поэтапную очистку жидкости: сначала грубую, а затем тонкую, позволяет очистить отработанный материал от крупных и мелких включений, а также от воды. Для фильтрации используются сетки, прокладки, фильтры из наноматериалов и композита.

Центрифугирование

Если конечным продуктом должен стать качественный материал, без этого процесса обойтись не получится. Для его реализации необходимо достаточно дорогостоящее оборудование, которое небольшим предприятиям обычно приобрести бывает проблематично.

Работа центрифуги основана на действии центробежной силы, которая позволяет разделить отработанную жидкость на разные фракции. При этом есть возможность удалить из масла до 90% примесей и провести обезвоживание.

Физико-химические методы регенерации

Для очистки использованного моторного масла в данном случае применяются химические вещества, добавляемые в жидкость. При этом происходит или растворение примесей, или изменение их физико-химических характеристик. Метод является довольно распространенным из-за его бюджетности.

Коагуляция

При помощи воздействия на мелкодисперсные загрязняющие включения коагуляторов (электролитов, поверхностно-активных веществ, других соединений) происходит укрупнение имеющихся в составе отработанного масла частичек примесей.

Длится коагуляция примерно полчаса (все зависит от условий применения и количества вводимого реактива). Заключительным этапом очистки являются отстаивание, прогон жидкости через фильтры или центрифугирование.

Адсорбционная очистка

Для очистки отработанного масла могут применяться адсорбенты, которые, как магниты, притягивают к себе загрязняющие соединения. Для этого используются как вещества природного происхождения (отбеливающие глины, бокситы и т.д.), так и синтетические материалы.

Выполняется очистка либо простым перемешиваем масла с адсорбентами (что более экономично), либо введением очищающих элементов навстречу движущемуся потоку жидкости.

Важно! При реализации данного метода регенерации образуется большое количество токсичных соединений, которые необходимо грамотно утилизировать.

Ионно-обменная очистка

Используемые для очистки масла иониты (гигроскопические гели) позволяют удалить из отработанного материала кислотные загрязнения, однако смолистые вещества при данном методе не выводятся из жидкости. Для их устранения применяется последующая фильтрация.

Удаление примесей производится путем перемешивания масла с ионитами или пропусканием его через колонну с этими элементами.

Селективная регенерация

Данный метод регенерации основан на способности загрязняющих масло веществ (кислородных, сернистых и азотных соединений) растворяться под воздействием специальных реактивов (фенола, фурфурола, ацетона и т.д.).

Также для растворения углеводородов может использоваться пропан, после чего асфальтосмолистые вещества выпадают в осадок. Этот способ активно используется в Италии и Франции. С его помощью осуществляется регенерация всесезонного масла с высоким содержанием присадок и смол.

Химические методы очистки

Принцип действия этих методов основан на образовании (после введения в масло реагента) легко удаляемых из масла веществ.

Очистка серной кислотой

Этот способ регенерации пользуется популярностью, однако после обработки масла серной кислотой образуется кислый гудрон, который представляет большую опасность для экологии и довольно трудно утилизируется. К тому же данный вид очистки не позволяет удалить из масла абсолютно все загрязнения.

Гидрогенизация

Очистка отработанного масла в данном случае производится посредством взаимодействия загрязняющих продукт примесей с водородом. Этот способ характеризуется большей экологической безопасностью по сравнению с адсорбцией и использованием серной кислоты.

Как правило, регенерация отработанного масла проводится путем сочетания разных методов очистки, что позволяет восстанавливать жидкости разных типов и марок. Выход базового масла, используемого для изготовления товарного продукта при этом составляет 75…90% (в зависимости от способа очистки, а также типа и степени загрязненности отработанного продукта).

Важно! Качественный очищенный продукт можно получить, организовав раздельный сбор отработанного масла по сортам и маркам.

Сегодня производители, в том числе и отечественные, предлагают модульные установки по регенерации отработанного масла. Выбор оборудования зависит от предполагаемых объемов регенерации и необходимой степени автоматизации. Соответственно, и цена комплекса может быть разной. Стоимость отечественных установок сегодня варьируется от 3 до 10 млн. руб.

Источник: https://prem-motors.ru/regeneracija-motornogo-masla/

Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве. Часть 1

Повторное использование отработавших масел

Практика использования отработанного минерального масла в производстве широко распространена на предприятиях нашей страны.

В данной статье разберемся, какие требования предъявляются к отработанным маслам как к продукции, оценим риски такого подхода и постараемся сформулировать идеальные условия, при которых отработанное масло можно считать побочной продукцией, то есть топливом для энергетических установок.

Отработанное масло часто используют на предприятиях в качестве смазочного материала или топлива, однако возникает вопрос: считать его отходом или продукцией? Ведь если это отход, то для обращения с ним нужна лицензия.

Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ1 отходы производства и потребления — это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления и удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим законом.

– Реклама –

Вместе с тем действующая редакция Закона № 89-ФЗ1 не содержит определения «удаление», хотя это один из основополагающих терминов. Это слово пришло в наше законодательство из Базельской конвенции2, ратифицированной Федеральным законом РФ от 25.11.1994 № 49-ФЗ.

Согласно п. 4 ст. 2 Базельской конвенции2 «удаление» означает любую операцию, приведенную в приложении IV к Базельской конвенции. В разделе «В» этого приложения перечислены все операции такого типа с материалами, которые юридически определены как опасные отходы или считаются таковыми, включая:

▸R1: «Использование в виде топлива (кроме прямого сжигания) или иным образом для получения энергии»;
▸R9: «Повторная перегонка нефтепродуктов или иное повторное применение ранее использованных нефтепродуктов».

Базельская конвенция2 не содержит термина «утилизация», только «использование», означающее сбор, транспортировку и удаление опасных или других отходов, включая последующий контроль за местами удаления, в отношении которых получено разрешение или лицензия от соответствующего органа того государства, на территории которого находятся такие места или объекты.

Отметим, что на Шестом совещании в рамках конференции сторон Базельской конвенции (прошедшей в Женеве 9−13 декабря 2002 г.) была сделана оговорка: рассматриваемые в Базельской конвенции материалы не всегда представляют собой отходы. В частности, к отходам не относятся побочные продукты, предназначенные для последующего использования в промышленности.

Да и в целом в Базельской конвенции2 речь идет об отходах, которые не только удаляются за границы предприятия, но и в принципе подлежат перемещению через границы государств.

Статья 50 Модельного закона об отходах производства и потребления3 устанавливает следующие требования к обращению с отработанными нефтепродуктами, включая моторные масла, горюче-смазочные материалы и смазочно-охлаждающие жидкости:

▸Отработанные нефтепродукты, представляющие собой отходы, подлежат особому техническому регулированию в связи с их высокой потенциальной опасностью для окружающей среды.

▸Запрещаются открытое сжигание и сброс отработанных нефтепродуктов в канализационные и дренажные системы.

▸Субъектами системы обращения с отработанными нефтепродуктами являются в том числе хозяйствующие субъекты, использующие отработанные нефтепродукты на собственные технологические нужды.

▸В качестве наилучших доступных технологий утилизации отработанных нефтепродуктов предусматриваются в частности регенерация отработанных масел и их переработка на основе термического крекинга.
▸Порядок сбора, очистки, хранения, утилизации и удаления отработанных нефтепродуктов регулируется нормами специальных технических регламентов государства.

Все масла и смазочные материалы, которые выпускаются в обращение на территории нашей страны, должны соответствовать ТР ТС 030/20124 (с изменениями на 3 марта 2017 г.), действие которого распространяется и на отработанную продукцию (см. пп. 1.1, 1.3).

Отметим, что пп. 1.3, 1,4, 3.8, 4.1 данного технического регламента включены в Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора)5.

Вместе с тем согласно п. 1.4 действие ТР ТС 030/20124 не распространяется на продукцию, которая не подпадает под понятия «масло», «смазочный материал», «специальная жидкость», установленные ст. 2 настоящего регламента.

Масло — жидкость нефтяного или синтетического (полусинтетического) происхождения, используемая в качестве смазочного материала и (или) специальной жидкости.

Смазочный материал — вещество нефтяного или синтетического происхождения, облегчающее процесс трения на рабочих поверхностях соприкасающихся деталей, в результате которого уменьшается сила трения и изнашивание поверхности.

Жизненный цикл — этапы (стадии) состояния продукции при выпуске в обращение, обращении, использовании (эксплуатации) и переработке (утилизации).

Отработанная продукция — отработанные смазочные материалы, отработанные масла и отработанные специальные жидкости, утратившие эксплуатационные свойства, в том числе слитые из рабочих систем, классифицируемые как отходы и подлежащие переработке (утилизации) с целью получения смазочных материалов, масел и специальных жидкостей.

Идентификация отработанной продукции — определение принадлежности отработанной продукции к отходам того или иного вида и установление данных о ее опасных, ресурсных, технологических и других характеристиках.

Обращение продукции на рынке — этапы движения продукции от изготовителя к потребителю (пользователю), которые проходит продукция после выпуска ее в обращение.

Обращение отработанной продукции — этапы сбора и переработки (утилизации) отработанной продукции.

Переработка (утилизация) отработанной продукции — процессы завершения жизненного цикла отработанной продукции с целью получения новой продукции.

Паспорт безопасности химической продукции — документ установленной формы, содержащий сведения об опасных свойствах химической продукции, сведения об изготовителях (поставщиках, импортерах) такой продукции, меры предупреждения и требования безопасности для обеспечения безопасного обращения химической продукции.

Паспорт качества продукции (отработанной продукции) — документ, устанавливающий соответствие численных значений показателей качества продукции (отработанной продукции), полученных в результате лабораторных испытаний, требованиям нормативной документации, выдаваемой изготовителем.

Из ст. 2 ТР ТС 030/20124

Согласно п. 3.3 ТР ТС 030/20124 идентификация смазочных материалов, масел и специальных жидкостей в целях применения данного регламента проводится по документации.

В качестве нее могут быть использованы технические документы и/или паспорта качества, протоколы испытаний, и/или договоры поставки, и/или спецификации, и/или этикетки, и/или аннотации и другие документы, характеризующие продукцию.

Масла, смазочный материал и специальные жидкости определяет использование продукции в качестве смазочного материала или специальной жидкости.

Идентификация отработанной продукции проводится по следующим признакам:

▸предназначена исключительно для переработки (утилизации) с целью получения товарных нефтепродуктов;
▸получена в результате использования продукции по прямому назначению;
▸используется в качестве исходного сырья для получения товарных нефтепродуктов.

В п. 3.

8 регламента приведены требования, предъявляемые к обращению с отработанной продукцией: в частности, запрещается ее смешение с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом) с целью получения топлива, предназначенного для энергетических установок, за исключением случаев, разрешенных компетентными органами государств — членов Таможенного союза в области природопользования и охраны окружающей среды.

Также с 1 января 2019 г. введен в действие ГОСТ Р 56 828.42−20186, которым установлены минимальные требования к номенклатуре показателей, характеризующих наилучшие доступные технологии утилизации отработанных масел и используемых при выборе и внедрении технологий.

Согласно п. 3.1 ГОСТ Р 56 828.42−20186 отработанные масла — это жидкости нефтяного и/или синтетического (полусинтетического) происхождения, использованные в качестве смазочного материала и (или) специальной жидкости, утратившие потребительские свойства, собранные раздельно или в смеси.

В п. 3.

2 данного стандарта указано, что утилизация отработанных масел — это использование отработанных масел после полного или частичного восстановления их первоначальных свойств по первоначальному или иному назначению, а также для производства аналогичной продукции, использования масел в качестве сырья для производства товарных нефтепродуктов или иной продукции.

Пунктом 3.3 ГОСТ Р 56 828.42−20186 установлено, что воздействие на отработанные масла с целью их очистки от загрязнений, в том числе от механических примесей и воды, является подготовкой отработанных масел к утилизации.

А п. 6 ГОСТ Р 56 828.42−20186 прямо установлен запрет на смешение отработанного масла с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом) с целью получения топлива, предназначенного для энергетических установок.

При этом согласно подп.

2 того же пункта сжигание отработанных масел осуществляют только в случаях, которые установлены действующими нормативными правовыми актами, регулирующими обращение с отходами, а также в соответствии с ИТС 15−2016 «Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям.

Утилизация и обезвреживание отходов (кроме обезвреживания термическим способом (сжигание отходов)»7. Сжигание отработанных масел с утилизацией тепла допускается в случаях, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами, которые регулируют обращение с отходами.

В пп. 9−10 ГОСТ Р 56 828.42−20186 приведены показатели для выбора способа утилизации отработанных масел и иерархия выбора способов утилизации отработанных масел.

Кроме того, в приложении, А к ГОСТ Р 56 828.42−2018 установлены коды продукции, отходы использования которой подлежат утилизации с применением наилучших доступных технологий.

Анализируя этот документ, стоит обратить внимание на то, что, в принципе, сжигание данных веществ возможно, хотя здесь уже установлен прямой запрет на добавление масла к другому топливу, а предварительная очистка может быть расценена как обработка.

В ГОСТ 21 046–20158 даны следующие определения.

Отработанные нефтепродукты — нефтепродукты, утратившие в процессе использования эксплуатационные свойства и слитые из рабочих систем, классифицируемые как отходы и подлежащие переработке с целью получения смазочных материалов, масел и специальных жидкостей или их утилизации.

Жизненный цикл — этапы прохождения продукции через выпуск в обращение, обращение, использование (эксплуатацию) и переработку и/или утилизацию.

Переработка и/или утилизация отработанных нефтепродуктов — процессы завершения жизненного цикла отработанных нефтепродуктов с целью получения других нефтепродуктов.

Из ГОСТ 21 046–20158

Согласно п. 4.2 ГОСТ 21 046–20158, отработанные нефтепродукты, используемые предприятиями для собственных нужд, собирают в соответствии с технической документацией по маркам, сортам, группам или подгруппам.

Также стоит обратить внимание на п. 5.1.

3 данного стандарта, согласно которому при сборе отработанных нефтепродуктов всех групп следует исключить попадание в них пластичных смазок, органических растворителей, жиров, лаков, красок, эмульсий, химических веществ и загрязнений, а при сборе отработанных масел групп ММО (моторных) и МИО (индустриальных) — смешивание их с нефтью, бензином, керосином, дизельным топливом, мазутом.

В таблице 2 ГОСТ 21 046–20158 установлены физико-химические показатели качества отработанных нефтепродуктов при их сборе, хранении и сдаче на переработку и/или утилизацию. Аналогичные требования приведены в приложении 3 к ТР ТС 030/20124.

При этом следует помнить, что с 1 сентября 2011 г. большинство ГОСТ не являются обязательными, за исключением ряда случаев (ст. 5, 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ9), к тому же эти документы относятся не к природоохранному законодательству, а к стандартизации.

Как видим, исходя из определений ТР ТС 030/20124 использованное и слитое из системы масло, которое утратило свои эксплуатационные свойства (определенные в паспорте и связанные именно с маслом), никак не может быть применено по прямому назначению как масло или смазочный материал и не соответствует требованиям ТР ТС 030/2012, однозначно является отходом. Однако такое определение не вполне соответствует Закону № 89-ФЗ, поскольку не связано с понятием удаления. Отчасти дело в том, что ТР ТС 030/2012 был разработан и вступил в силу до 2015 г., когда было скорректировано определение термина «отход».

Из приведенного выше анализа следует, что, если вы идентифицировали отработанную продукцию (масло) как отход или не идентифицировали ее иначе (по умолчанию надзорные органы будут считать ее отходом), то должны обязательно передать его на утилизацию.

Требование к передаче на утилизацию может быть установлено производителем и содержаться в сопроводительных документах на продукцию.

Это в интересах производителей, поскольку масла входят в группу № 17 («Нефтепродукты») Перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств10.

Вместе с тем после анализа представленных норм можем сделать вывод, что слитое из систем масло можно использовать как смазочный материал с минимальным риском, если оно соответствует ТР ТС 030/2012 (см. приложение 3). При этом необходимо:

▸собирать сливаемые масла раздельно по видам и маркам;▸устанавливать соответствие эксплуатационных качеств каждой партии ТР ТС 030/2012;▸использовать данное масло исключительно для собственных целей: как смазочный материал для оборудования без дополнительной очистки;▸разработать внутренний документ, в котором будет описан данный технологический процесс;▸вести внутренний учет данных смазочных материалов;

▸не позиционировать слитые масла как отходы во внутренней документации и отчетности.

Источник: https://news.ecoindustry.ru/2021/01/pravovye-nyuansy-ispolzovaniya/

Куда девать отработку: 9 способов использования

Повторное использование отработавших масел

Здравствуйте, уважаемые читатели!

При техническом обслуживании (ТО) автомобиля часто возникает необходимость поменять моторное масло.

Слив отработанного моторного масла

Если ТО проводится в автосервисе – механики сливают отработанную жидкость (или просто – отработку) в специальную тару и сдают ее на переработку. Однако есть водители, которые меняют масло сами. Его сливают в специальную тару (например, канистру или бочку).

Сливать моторное масло куда попало (например, на землю) нельзя, так как отработка токсична и навредит экологии. Между прочим, в Европе нарушение этого запрета карается большими штрафами.

Итак, вы слили отработку, но куда же ее девать? Рассмотрим несколько способов ее использования.

Избавляемся от отработки

Есть пара способов избавиться от слитого масла:

1. Обратиться в компанию, которая утилизирует промышленные отходы. За услугу придется заплатить. Учтите, что не везде есть такие организации и большинство из них не работает с малыми объемами и физ. лицами.

Автоцистерна с отработанным маслом

2. Продать отработку. Скупкой такого масла занимаются как специализированные компании, которых в нашей стране совсем немного, так и частные лица, делающие на этом бизнес.

Большинство организаций закупают отработанную жидкость только в больших объемах, но при этом дают за нее больше (в расчете руб./л), чем частники. Так что скупая отработку подешевле, перекупщики оптом сдают ее в компании и навариваются на этом.

Применение отработанного масла в быту и на производстве

Далеко не всегда слитое масло утилизируют. Оно может пригодиться для решения как производственных, так и бытовых задач:

Способ 1.Переработка на заводе. На заводе отработку очищают, из нее добывают базовый состав (как правило, очень хорошего качества). Потом полученный состав добавляют в новое масло. И, вуаля, жидкость, прослужившая немалый срок службы, снова на прилавке.

Такая переработка менее затратна, чем изготовление автомобильных масел из нефти и нефтепродуктов, и естественно, выгоднее для производителей моторных жидкостей.

Способ 2.Применение отработки в промышленности. Конечно, автомобили требуют чистого и качественного моторного масла. Поэтому его приходиться менять через каждые 10000-15000 км.

Однако есть машины (например, комбайны, тракторы и др. сельхозтехника), которым подойдет отработанная моторная жидкость. Перед применением она проходит фильтрацию и обогащается необходимыми присадками.

После фильтрации отработки и добавления в нее присадок такой продукт можно использовать в сельхозтехнике

Способ 3. Смазка для подвижных механических деталей. Отработанным моторным маслом можно смазывать различные агрегаты на промышленных предприятиях и в быту.

Например, на станциях техобслуживания отработка сгодится как смазка для деталей автомобилей: петель, замков, гаек и т.д. Также ею смазывают велоцепи, электро- и бензопилы (хотя это спорный вопрос с точки зрения эффективности ).

Способ 4. Горючее средство для обогрева. Так как масло хорошо и долго горит, его часто применяют в печах и отопительных котлах (в частных домах, гаражах, бытовых помещениях).

Способ 5. Средство от коррозии. С целью защиты от коррозии маслом, которое слили с двигателя, можно обрабатывать металлические трубы и хомуты, колесные арки, полости порогов и днища автомобилей. Перед этим убедитесь, что в них нет сквозных дыр.

В сельской местности так обрабатывают металлические инструменты и инвентарь перед консервацией на зиму.

Способ 6. Защита деревянных конструкций. Пропитанные отработанным маслом деревянные сваи, заборы, фундаменты, столбы или др. конструкции будут защищены от грибка, насекомых-паразитов, гниения и разрушения.

Из-за токсичности такой пропитки ее не рекомендуется применять в закрытых жилых помещениях. Кроме того, своременные защитные средства порой превосходят отработку по эффективности, декоративным свойствам и запаху.

Отработанное масло защищает древесину от грибка, насекомых-паразитов, гниения и разрушения

Способ 7 . Использование отработк при кровельных работах. Битум часто используется при проведении кровельных и монтажных работ.

Его использование позволяет герметизировать швы перекрытий, предотвратить попадание влаги внутрь строительной конструкции.
При замешивании битума нередко используется отработанное машинное масло, выступающее в качестве пластификатора. Или в качестве защиты от пацанов, бегющих по крышам гаражей ).

Такие битумные смеси способны эффективно пачкать юных хулигантов в течние 5-8 лет после нанесения.

В настоящее время данный метод применения отработки является одним из самых эффективных способов его утилизации.

Однако в некоторых случаях отработанное масло может привести к негативным последствиям. Поэтому перед началом работ следует внимательно ознакомиться с особенностями и основными требованиями к применению отработки.

Способ 8. Варварский. С советских вермен, когда никто не задумывался над экологией, одним из распространенных способов использоваиня отработки было проливание почвы на тех участках, где не должна расти трава (дорожки, отмостка).

Способ был эффективный, но вся эта отработавшая гадость проникала в почву и попадала в грунтовые воды, которую добывали для питья и других хозяйственных нужд. Сейчас экология – один из ключевых вопросов.

Поэтому так применять отработку мы категорически не советуем. Это – преступление!

Способ 9. Теплоноситель. Такой способ годится для самодельщиков, которые с минимальными вложениями пытаются сделать отопление для небольших бытовых помещений, дачных домиков, гаражей и т.д.

Этот способ хорош, но продукты износа мтеаллических деталей способны засорить теплопровод. Очищать его – еще та задача… Поэтому над таким способом стоит хорошенько подумать.

Как видим, даже отработанное моторное масло может в некоторых случаях пригодиться.

А какие применения отработки известны вам? Пишите в комментах:)

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5db80b6a98fe7900ad127d7a/kuda-devat-otrabotku-9-sposobov-ispolzovaniia-5ea7ec3131870262df86bf24

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.