Подготовка рабочих на производстве

Как организовать эффективную систему обучения для персонала рабочих специальностей

Подготовка рабочих на производстве

10.08.2020

Каждый работодатель должен следить за уровнем квалификации работников. Если на предприятии внедряются новые технологии, вводится новое оборудование — нужно повысить разряд отдельных специалистов. Без обучения персонала рабочих специальностей на предприятии не обойтись и при массовом наборе новых сотрудников.

Определитесь с формой обучения персонала на производстве

Из существующих форматов: индивидуального, бригадного, курсового обучения на производственной базе (например, в цеху) потребуется выбрать наиболее подходящий (Таблица 1).

Таблица 1. Формы обучения рабочего персонала.

Форма обученияХарактеристики
Производственно-технические курсыКурсы можно организовать, например, на базе учебно-производственного комбината, прикрепленного к предприятию и имеющего лицензию на подготовку кадров. В программе должны быть практические занятия на тренажерах или в цехах под руководством мастера.
Курсы по обучению вторым и смежным профессиямТакие программы позволяют проводить ротацию кадров. Например, когда на предприятии вводится новое оборудование и требуется сократить обслуживающий штат. Некоторых работников можно переобучить более актуальным профессиям и сохранить для них рабочие места. Программа обучения на производстве и требования к ней схожи с порядком организации производственно-технических курсов.
Курсы по изучению новых технологий, изделий и оборудованияЗадача курсов — сформировать у рабочих навыки, необходимые для работы с новым оборудованием, по новым технологиям. Программа обучения на производстве разрабатывается экспертами (мастерами) и кадровыми работниками на усмотрение работодателя, исходя из актуальных потребностей персонала в навыках и знаниях.
Школы по изучению передовых методов работыБолее опытные рабочие и мастера делятся собственными методами и приемами эффективной работы. Разбирают сложные случаи при производстве. Обучение можно организовать в специальной аудитории, а практические моменты рассматривать в цеху.

При организации подготовки сотрудников потребуется разработать программу обучения.

Как составить программу обучения персонала на предприятии?

Прежде всего ответьте на три вопроса:

  1. С какой целью будем учить? Определите цель и необходимые результаты обучения. Например, овладеть новой технологией работы, снизить процент брака.
  2. Чему будем учить? Назовите требуемые профессиональные навыки и составьте перечень конкретных технологий, которые необходимо усвоить.
  3. Как будем учить? Определите методы обучения и займитесь тематическим планированием. В план нужно включить темы, даты занятий, количество часов на теорию и практику, перечень необходимого оборудования.

Для проверки знаний можно использовать как традиционные (устные и письменные), так и современные методы — с электронными тестами, симуляторами и т.п.

Для внутреннего обучения сотрудников рабочих специальностей можно привлечь экспертов и сотрудников — передовиков предприятия. Если внутренних возможностей для обучения нет, можно прибегнуть к услугам внешних образовательных центров.

Схема процесса организации обучения персонала

  1. Подготовительный этап.
  2. Этап обучения.

Не забудьте провести разъяснительную работу внутри коллектива

Часто работники относятся к обучению и аттестации как к формальностям. Они видят смысл лишь в получении «корочек» для доступа к работе, повышении зарплаты ввиду повышения разряда. Разъясните, что:

  • обучение и повышение квалификации необходимо, чтобы сотрудники приобрели новые знания, навыки, совершенствовали деловые качества и могли быть конкурентоспособными в рамках своей специальности;
  • аттестация нужна для оценки уровня знаний и умений в соответствии с требованиями к занимаемой должности;
  • развитие персонала нужно для дальнейшего карьерного планирования и совершенствования производства. Только благодаря развитию предприятие может быть конкурентоспособным, сохранять штат и обеспечивать рабочими местами новых людей.

Разговаривая с рабочими на одном языке, можно добиться от них усердного подхода к обучению и выдающихся результатов.

Источник: https://www.fcaudit.ru/blog/kak-organizovat-effektivnuyu-sistemu-obucheniya-dlya-personala-rabochikh-spetsialnostey/

Положение oб обучении рабочих на производстве

Подготовка рабочих на производстве

1. Общие положения
1.1.Настоящее положение регламентирует различные виды профессионального обучения рабочих открытого акционерногообщества ХХХХХХХХХХХХХ ) (далее Общество) на производстве.

Положение направлено на предоставление персоналу Общества возможности получения знаний и навыков (специальных, углубленных и пр.

), необходимых для повышения качества производимой продукции, работ и оказываемых услуг, освоения новых видов деятельности, а также создания в Обществе надежного кадрового резерва.1.2.

Обучение рабочих на производстве включает в себя следующие формы обучения: подготовка новых рабочих, переподготовка (обучение вторым и смежным профессиям), повышение квалификации.1.3.Ответственность за целенаправленность, планомерность осуществления производственного обучения и подготовку кадрового резерва возлагается на отдел кадров предприятия и начальника механосборочного цеха.

1.4.Ответственность за соблюдение обучающимся правил по охране труда возлагается на его непосредственного руководителя и инженера по охране труда.

2. Подготовка новых рабочих
2.1. Подготовка новых рабочих (начальное профессиональное образование на производстве) – это профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии, с целью получения ими квалификации по любому из направлений производственно-хозяйственной деятельности Общества.

Подготовка новых рабочих проводится из числа лиц, вновь принятых на работу по ученическому договору (ст. 199 ТК РФ).2.2.

Обучение организуется непосредственно в структурных подразделениях специалистом отдела профессионального развития персонала, который обеспечивает необходимую методическую помощь, сбор, контроль за оформлением и хранение документов (Листок учета теоретического обучения рабочих путем индивидуальных консультаций, Дневник учета производственного обучения, Заключение на пробную  квалификационную  работу,  Протокол заседания квалификационной комиссии)Процесс обучения проходит под руководством инструктора по обучению (из числа начальников цехов, участков, мастеров), наставника производственного обучения (из числа высококвалифицированных рабочих), назначаемых приказом по Обществу. К обучению привлекаются профильные специалисты в качестве консультантов теоретического обучения.2.3.Для производственного обучения в структурном подразделении выделяют рабочие места, оснащенные необходимым оборудованием, инструментами и материалами.2.4.Обучение осуществляется индивидуально или в учебных группах. При индивидуальной подготовке обучаемый изучает теоретический курс самостоятельно, получая консультации у инструктора и консультантов теоретического обучения; производственное обучение организуется индивидуально на рабочем месте под руководством неосвобожденного от основной работы наставника производственного обучения.При групповом обучении: теоретический курс изучается в учебной группе; производственное обучение организуется аналогично индивидуальной подготовке.2.5.Теоретическое и производственное обучение осуществляется в пределах рабочего времени, согласно учебным планам и программе по соответствующей профессии.Программы обучения по конкретным профессиям утверждаются генеральным директором по представлению отдела кадров, согласованному с руководителями структурных подразделений.Сроки обучения устанавливаются распоряжением генерального директора, исходя из программы обучения, специфики профессии, необходимого уровня квалификации, начальной образовательной и специальной подготовки, профессионального опыта, но не могут быть более 6 месяцев.2.6. По окончании производственного обучения обучающийся должен выполнить квалификационную пробную работу.В качестве квалификационных пробных работ для обучающихся должны подбираться работы, соответствующие по своей сложности квалификационному разряду, предусмотренному квалификационной характеристикой, позволяющие выявить в какой мере экзаменуемый освоил технологию выпускаемой продукцию, овладел навыками по своей профессии (специальности), достиг требуемой производительности труда (выполнение норм времени, выработки) и обеспечивает выполнение технических требований производства работ.При подборе квалификационных пробных работ следует исходить из того, что продолжительность их выполнения должна быть не более одной смены, а нормы времени (или нормы выработки) должны соответствовать сменным заданиям в данном производственном подразделении.Перед выполнением квалификационных пробных работ мастер участка должен принять меры для обеспечения каждого экзаменуемого соответствующим рабочим местом, отвечающим требованиям техники безопасности, необходимыми материалами, исправными приспособлениями, инструментами, а также технологической документацией и чертежами (если это необходимо).Экзаменуемым, не выполнившим пробную работу по независящим от него причинам, выполнение пробной работы назначается вторично.По результатам выполненной квалификационной пробной работы и определения уровня квалификации, оформляется заключение о сдаче квалификационной (пробной) работы.2.7.По окончании срока обучения, после успешного выполнения квалификационной пробной работы, работник сдает экзамен действующей в Обществе квалификационной комиссии на присвоение ему рабочей специальности (квалификационного разряда). Результаты экзамена по обучению на производстве заносятся в протокол квалификационной комиссии о присвоении рабочему профессии, разряда.

2.8.При успешной сдаче экзамена, на основании протокола квалификационной комиссии, отдел кадров готовит приказ о присвоении работнику определенной профессии, квалификационного разряда. Квалификационный разряд считается присвоенным с момента подписания об этом приказа генеральным директором Общества.

3. Переподготовка рабочих (обучение вторым и смежным профессиям)
3.1.

Переподготовкарабочих (обучениевторымисмежнымпрофессиям) – это обучение рабочих, уже имеющих профессию, с целью получения новой или расширения их профессионального профиля, подготовки к работе в условиях применения прогрессивных форм организации труда, а  также по совмещаемым профессиям.

Переподготовка организуется для обучения рабочих, высвобождаемых в связи с сокращением рабочих мест и других изменений, а также изъявивших  желание  сменить профессию с учетом потребности производства.3.2.

Учебные планы и программы для обучения рабочих вторым и смежным профессиям, сроки обучения утверждаются  генеральным директором по представлению руководителей структурных подразделений применительно к учебным планам и программам для подготовки новых рабочих по соответствующим профессиям и разрядам. При этом допускается сокращение программ за счет исключения ранее изученного материала с учетом фактического уровня профессиональных знаний, умений и навыков обучаемых.

Формы переподготовки рабочих аналогичны применяемым при подготовке новых рабочих (см. раздел 2).

4. Повышение квалификации
4.1.

Повышениеквалификации – профессиональное обучение, направленное на последовательное совершенствование  профессиональных знаний, навыков и умений по имеющейся профессии и присвоении более высокого разряда.4.2.

Организуются следующие формы повышения квалификации рабочих на производстве: производственно-технические курсы; курсы целевого назначения; повышение квалификационного разряда.

  Производственно-техническиекурсы создаются для повышения квалификации, углубления и расширения знаний, навыков и умений рабочих по имеющейся у них профессии до уровня, соответствующего требованиям производства.

  Курсыцелевогоназначения создаются для изучения нового оборудования, изделий, материалов, технологических процессов, средств механизации и автоматизации, применяемых в производстве, правил и требований их безопасной эксплуатации, технической документации, научной организации труда, а также вопросов повышения качества выпускаемой продукции.
  Повышениеквалификационногоразряда – это обучение рабочих с целью повышения квалификационного разряда по соответствующей профессии.4.3.Программа, дата и  место проведения курсов утверждаются распоряжением генерального директора по представлению руководителей структурных подразделений.Занятия на курсах проводятся в учебных группах численностью от 10 человек на собственной производственной базе, силами профильных специалистов. Комплектование групп осуществляется, как правило, рабочими одной или родственными профессиями либо в соответствии с тематической направленностью курсов.С целью определения эффективности обучения в соответствии со стандартом “Персонал. Подготовка и повышение квалификации” преподавателю курсов рекомендовано проведение опроса слушателей до и после окончания обучения.

4.4.Учебные планы и программы для повышения квалификационного разряда рабочих, сроки обучения утверждаются распоряжением генерального  директора  по  персоналу  по  представлению руководителей структурных подразделений применительно к учебным планам и программам по соответствующим  профессиям  и  разрядам.  Формы  обучения  аналогичны применяемым при подготовке новых рабочих (см. раздел 2).

5. Оплата за обучение рабочих на производстве.5.1.Наставнику производственного обучения выплачивается ежемесячная надбавка в размере_______% месячного оклада, установленного в трудовом договоре, в течение всего периода обучения.

Дополнительно выплачивается единовременная надбавка в размере  % месячного оклада в случае, если обучившийся сдает квалификационный экзамен на “отлично”. Если квалификационный экзамен сданы на “хорошо” или “удовлетворительно” дополнительная единовременная  надбавка составляет _________%  месячного оклада.5.2.

Консультантам теоретического обучения оплата за проведенные занятия производится из расчета __________ руб./час, согласно листу учета теоретического обучения рабочего.

Дополнительно выплачивается единовременная надбавка в размере___________% месячного оклада, установленного в трудовом договоре, в случае, если обучившийся сдает квалификационный экзамен на “отлично” или___________% месячного оклада при сдаче пробной работы и квалификационного экзамена на “хорошо” или “удовлетворительно”.

5.3.Оплата за обучение рабочих осуществляется на основании служебной записки руководителя структурного подразделения, согласованной с отделом профессионального развития персонала. Основанием для оплаты является лист учета теоретического обучения рабочего и протокол квалификационной комиссии.

 

  • Обучение, Развитие, Тренинги

Оцените публикацию

Источник: https://hr-portal.ru/doki/polozhenie-ob-obuchenii-rabochih-na-proizvodstve

Алгоритм обучения на производстве

Подготовка рабочих на производстве

Обычно производственные организации принимают на работу людей с нужной квалификацией.

Если она отсутствует, наниматель может отказать в трудоустройстве, а может устранить этот пробел, направив работника на обучение в специализированное учреждение образования.

В некоторых случаях обучить рабочего «с нуля» может и сам наниматель. Если возникла такая необходимость, можно воспользоваться следующим алгоритмом.

Шаг 1. Определите, каким профессиям можно обучать рабочего

Обучение на производстве можно проводить не по всем профессиям, а только по тем, что указаны в перечне профессий для подготовки рабочих .

На заметку
Если организация нуждается в работнике, чья профессия в данном документе не поименована, его направляют на подготовку в специализированное учреждение образования.

В названном перечне также указаны присваиваемые по профессиям разряды. Важность информации о разрядах иллюстрирует пример.

Пример
Организация решила самостоятельно обучить рабочего по профессии «Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции» (код по ОКРБ 014-2017 7233-037).

В таком случае по итогам обучения на производстве рабочему может быть присвоен лишь 3-й разряд.

Рассчитывать на высокий разряд (5 — 7-й) по данной профессии работник сможет только после того, как получит среднее специальное образование.

Следовательно, чтобы оценить перспективу обучения на производстве, нанимателю надо изучить и перечень профессий рабочих, по которым требуется среднее специальное образование .

Обратите внимание!
В исключительных случаях наниматель может повысить разряд по профессии, требующей для этого среднее специальное образование, работнику, у которого такого образования нет. Для этого рабочий должен обладать высоким профмастерством и требуемым уровнем знаний .

Шаг 2. Разработайте учебно-программную документацию

В рассматриваемой ситуации принятый на работу сотрудник не имеет профессии вовсе. Следовательно, его обучение будет проходить по образовательной программе профподготовки .

Для этого требуется наличие учебно-программной документации, которая включает :

1) типовой учебный план по профессии, которой будут обучать работника.

Справочно
Типовые учебные планы размещены на сайте Минобразования. Там же можно ознакомиться с рекомендациями по разработке и утверждению учебных планов и программ.

На основе данного документа организация разрабатывает свой учебный план по конкретной профессии ;

2) учебный план по профессии;

3) учебные программы по учебным дисциплинам.

Чтобы разрабатывать учебно-программную документацию, организовывать занятия, контролировать качество обучения, рекомендуется ввести должность инженера по подготовке кадров или создать в организации соответствующее структурное подразделение.

Учебные планы и учебные программы утверждает руководитель организации, занимающейся обучением на производстве .

Кроме того, порядок обучения рабочих может быть определен в коллективном договоре, соглашении или ином ЛНПА .

Зная учебную программу, наниматель должен обеспечить и материально-техническую базу образовательного процесса. То есть подготовить помещения, в которых будет проходить обучение, предоставить нужные инструменты, оборудование и т.п.

Шаг 3. Определите срок обучения рабочего

Профподготовка рабочего проходит только в очной форме . Продолжительность освоения образовательной программы может составлять от месяца до года .

Для каждой профессии установлен свой срок обучения. Он указан в месяцах в перечне профессий для подготовки рабочих. Например, за месяц можно обучить пекаря, а помощник мастера в сетевязальном производстве должен проходить обучение максимальный срок (12 месяцев).

В некоторых случаях наниматель может сократить срок обучения рабочего с учетом имеющихся у него знаний, умений и навыков. К примеру, это допускается, если одновременно с профподготовкой рабочий получает профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование .

Шаг 4. Решите, кто будет обучать рабочего

Требования к лицам, занятым в образовательном процессе, варьируются:

— теории могут обучать педработники, имеющие среднее специальное или высшее образование по тому профилю, который соответствует обучаемой профессии ;

— руководство обучением на практике можно поручить мастерам производственного обучения, или высококвалифицированным рабочим, не освобожденным от основной работы, или инструкторам производственного обучения рабочих массовых профессий .

Если в организации нет указанных работников, их можно привлечь из других организаций .

На заметку
Работникам, в рабочей (должностной) инструкции которых не прописана обязанность обучать рабочих, за выполнение дополнительных обязанностей полагается доплата .

Шаг 5. Оформите направление рабочего на обучение

Если организация принимает на работу человека, не имеющего профессии, с намерением обучить его на производстве, то одновременно с приказом о приеме на работу издается приказ о направлении работника на обучение.

В последнем, как правило, фиксируют:

— Ф.И.О. работника;

— профессию, по которой работник будет проходить обучение, и квалификационный разряд, присваиваемый по его результатам;

— срок обучения;

— Ф.И.О. и должность работника, на которого возлагается руководство обучением;

— Ф.И.О. и профессию работника, непосредственно осуществляющего производственное обучение;

— гарантии работнику в соответствии с законодательством. В частности, за период обучения выплачивается зарплата из расчета не менее 0,15 бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения .

На заметку
В приказе можно указать, будет ли рабочий обучаться в учебной группе или индивидуально (если группу укомплектовать невозможно) .

Формулировки о трудоустройстве лица, у которого нет профессии, имеют некоторые особенности. Так, в трудовом договоре и приказе о приеме на работу дополнительно указывают, что рабочий принимается на работу с предварительным обучением по определенной профессии. В трудовую же книжку заносят запись о приеме на работу без указания разряда .

Шаг 6. Проведите обучение рабочего

Рабочий может обучаться в учебной группе или индивидуально . От вида обучения зависит порядок получения рабочим знаний, умений и навыков:

1) при обучении в учебной группе теоретическую подготовку слушателей осуществляют педработники . А производственное обучение состоит из двух этапов :

— сначала мастер производственного обучения на специально созданной в организации материально-технической базе или непосредственно на рабочем месте показывает, как осуществлять определенные работы, а слушатели выполняют учебно-производственные задания;

— потом слушатели закрепляют умения и навыки, выполняя работу самостоятельно на рабочих местах в организации, но под руководством:

мастера производственного обучения — в учебных группах;

высококвалифицированного рабочего, не освобожденного от основной работы, или инструктора производственного обучения рабочих массовых профессий — индивидуально;

2) при индивидуальном обучении слушатель осваивает теоретический курс самостоятельно. При этом не меньше 8% от объема часов, выделенных на его освоение, составляют консультации.

А производственное обучение проходит индивидуально на рабочем месте под руководством высококвалифицированного рабочего, не освобожденного от основной работы, или инструктора производственного обучения рабочих массовых профессий .

Как рабочий усваивает новые знания, а также овладевает новыми умениями и навыками, наниматель проверяет в рамках текущей и итоговой аттестации. Считается, что работник успешно прошел текущую аттестацию, если он получил отметку «зачтено» или три балла и выше по десятибалльной шкале .

Шаг 7. Оцените и зафиксируйте результаты обучения

Выполнив в полном объеме требования учебного плана и учебных программ, рабочий допускается к итоговой аттестации.

Квалификационный экзамен сдают квалификационной комиссии .

В рамках экзамена комиссия, как правило, проверяет :

— теоретические знания рабочего. Экзамен по теоретическим дисциплинам проводят по билетам, составленным преподавателями этих дисциплин и утвержденным руководителем организации;

— практические знания, оценивая квалификационную пробную работу.

На заметку
Если профессия связана с обслуживанием производственных участков, агрегатов, то комиссия оценивает квалификацию слушателя, проверяя умения и навыки на рабочем месте .

По результатам экзамена квалификационная комиссия выносит заключение, присваивать ли рабочему квалификационный разряд по профессии . Считается, что рабочий успешно сдал квалификационный экзамен, если ему выставлены отметки не ниже трех баллов .

Заключение комиссии оформляется протоколом. На его основании наниматель издает распорядительный документ о присвоении рабочему квалификационного разряда по профессии, а также выдает соответствующее свидетельство . Запись о присвоении разряда также заносят в трудовую книжку .

На заметку
Если экзамен не сдан в установленный срок по уважительной причине, рабочий может сдать его в другой раз во время работы комиссии. Если причина неуважительная или экзамен «завален» — повторная сдача возможна не раньше чем через месяц .

После того как рабочий пройдет обучение, наниматель может поручить ему работу по полученному разряду.

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Источник: https://ilex.by/algoritm-obucheniya-na-proizvodstve/

Обучение и проверка знаний по охране труда: порядок

Подготовка рабочих на производстве

Основным документом в вопросах охраны труда является, конечно же, Трудовой кодекс.

В нем прямо обозначены обязанности как работодателя «обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда» (ст. 22 ТК РФ), так и работника — «соблюдать все требования по охране труда» (ст.

 21 ТК РФ). Принципы охраны труда, порядок организации необходимых мероприятий, в том числе обучения, подробно изложены в отдельном разделе X (ст. 209–231).

Кроме Трудового кодекса РФ, разработаны федеральные законы, приказы и постановления, подзаконные нормативные акты. Они устанавливают конкретные требования и стандарты, которые следует использовать при организации профильных мероприятий и разработке локальной документации. Особое внимание обратите на следующие документы:

Кто организует обучение

Согласно ст. 217 ТК РФ, если численность сотрудников превышает 50 человек, организация обязана создать у себя службу по охране труда или ввести в штат профильного специалиста. И в этом вопросе можно опираться на Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации. Если количество работников меньше 50, руководитель вправе возложить эти функции на кого-то из сотрудников.

В любом из этих случаев уполномоченные сотрудники обязаны:

  • разрабатывать программы обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя;
  • проводить вводный инструктаж по охране труда со всеми, кто устраивается на работу, командированными, стажерами и пр.;
  • организовывать обучение по охране труда работников организации и ее руководителя по утвержденному графику;
  • участвовать в работе комиссии по проверке знаний требований охраны труда.

Решение создать службу охраны труда или возложить эти функции на кого-то из сотрудников должно быть оформлено документально. Кадровая служба готовит целый ряд локальных нормативных актов. В их числе:

— приказ об организации службы охраны труда;

— приказ о возложении обязанностей инженера по охране труда на специалиста;

— положение об охране труда;

— должностные инструкции работников службы охраны труда;

— перечень профессий и должностей, проходящих обучение и проверку знаний по охране труда и пр.

Любые приказы по охране труда оформляйте в Контур-Персонале

Есть и еще один вариант — заключить гражданско-правовой договор с организацией, оказывающей вышеперечисленные услуги (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Кто проходит обучение

Обучение по охране труда, согласно ст. 225 ТК РФ, должны проходить все без исключения работники организации:

  • руководители, в том числе работодатели — индивидуальные предприниматели;
  • специалисты;
  • рабочие.

Те, кто не прошел обучение, не могут быть допущены к выполнению своих трудовых обязанностей.

Важно! Работник, который не прослушал обучающий курс не по своей вине, должен быть отстранен от работы, а организация обязана оплатить этот период как простой по вине организации (ч. 1, 3 ст. 76 ТК РФ).

Инструктаж или обучение?

В зависимости от профиля работы и занимаемой должности работники могут осваивать разные программы. Наиболее распространенный вид обучения — инструктаж. Его проходят все сотрудники без исключения.

Выделяют несколько видов инструктажа.

1. Вводный — для всех принимаемых на работу, а также откомандированных сотрудников сторонних организаций, то есть всех, кто связан с производственной деятельностью. Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом руководителя возложены эти обязанности.

2. Первичный на рабочем месте — это инструктаж для всех новых сотрудников, постоянных и временных, для переведенных из соседнего подразделения и откомандированных из других организаций, а также для тех, у кого случился значительный перерыв в трудовой деятельности. Первичный инструктаж проводит непосредственный руководитель работника: мастер, прораб, преподаватель и пр.

3. Повторный — проводится для всех сотрудников не реже одного раза в шесть месяцев по тем же программам, что и для первичного инструктажа на рабочем месте.

4. Внеплановый — этот вид обучения связан с принципиальными изменениями, которые влияют на выполнение сотрудником трудовых функций. Это может быть изменение законодательства, смена оборудования или технологических процессов. Внеплановый инструктаж проводят также при выявленных случаях грубого нарушения работником требований охраны труда.

5. Целевой — потребность в целевом инструктаже возникает, когда речь идет о ликвидации последствий аварий (стихийных бедствий), о разовых работах и о тех видах деятельности, на которые требуется наряд-допуск, разрешение и другие специальные документы.

Для представителей рабочих специальностей работодатель обязан провести дополнительное обучение безопасным методам и приемам выполнения работ. Это касается новых сотрудников и тех, кто переводится на другую работу.

Обучение следует провести в течение месяца после приема/перевода на работу.

Порядок и периодичность такого обучения, а также формат проверки знаний у работников рабочих профессий устанавливаются работодателем с опорой на нормативно-правовые акты, которые регулируют безопасность тех или иных видов работ (Постановление № 1/29 от 13.01.2003).

Отдельное обучение должно быть организовано для руководителя организации, его заместителей, заместителей главного инженера по охране труда, а также для специалистов служб охраны труда или работников, на которых работодатель возлагает обязанности организации работы по охране труда. Срок тот же — не позднее одного месяца с момента трудоустройства или назначения на должность.

Важно! Обучение охране труда руководителей и специалистов организации включено во все курсы повышения квалификации по специальности, которые проводятся в институтах и на факультетах повышения квалификации.

Важно! Обучение охране труда руководителей и специалистов организации включено во все курсы повышения квалификации по специальности, которые проводятся в институтах и на факультетах повышения квалификации.

Проверка знаний

Каждый инструктаж должен завершаться устным опросом по приобретенным работником знаниям и навыкам безопасных приемов работы.

У представителей рабочих специальностей проверку знаний проводит непосредственный руководитель.

У специалистов и руководителей — специальная комиссия из сотрудников, которые получили соответствующее разрешение в вышестоящей организации или в специализированном учебном заведении.

Аттестация руководителей и специалистов проводится не реже чем один раз в три года, а рабочих — не реже одного раза в год.

В состав комиссии по проверке знаний входит не менее трех человек: руководитель организации и/или структурного подразделения, главный специалист (технолог, механик, энергетик и т.д.

) и обязательно специалист службы охраны труда (Типовое положение о комиссии по проверке знаний в сфере безопасности и охране трудовой деятельности).

Членами комиссии могут быть только те, кто прошел обучение и проверку знаний по охране труда в установленном порядке.

Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению № 1 к Порядку обучения и проверки знаний сотрудников в части безопасности профессиональной деятельности и охраны труда.

Важно! Cотрудник, не сумевший успешно пройти проверку знаний после обучения, обязан повторить попытку в срок не позднее одного месяца.

Проведенные инструктажи и обучения, а также результаты аттестаций и опросов должны быть зарегистрированы в журналах и при необходимости в наряде-допуске на производство работ. Журналы в обязательном порядке прошиваются и нумеруются. Формы и порядок их ведения утверждены ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

Требование обеспечить сотрудникам безопасные условия труда касается всех без исключения работодателей. Эта сфера деятельности предприятий имеет множество составляющих и достаточно строго регламентирована.

Но при этом трудовое законодательство предоставляет разные варианты организации работы по охране труда. Руководителю предприятия следует выбрать подходящий вариант, ознакомиться с нормативной документацией и внимательно относиться к требованиям ТК РФ и законодательных актов.

А облегчить оформление необходимых документов помогут современные системы автоматизации.

Источник: https://kontur.ru/articles/4740

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.