Муниципальные образования как субъект предпринимательского права

Тема 13. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК УЧАСТНИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Муниципальные образования как субъект предпринимательского права

1. Правовые начала участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским правом.

2. Гражданская правосубъектность государства, государственных и муниципальных образований.

3. Формы участия государственных и муниципальных образований в гражданском обороте.

Положения главы 5 Гражданского кодекса РФ исходят из того, что Россий­ская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образо­вания, во-первых, участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, в качестве субъектов гражданского права, во-вторых, выступают в них на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами и, в-третьих, действуют в соответ­ствии с нормами, определяющими участие в упомянутых отношениях юри­дических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Особенности же эти определяются прежде всего свойствами правосубъектности государства, проистекающими от объединения в одной структуре и политической организации, облеченной властными прерогати­вами, и субъекта хозяйствования.

Органы местного самоуправления, обеспечивающего, как следует из ст. 130 Конституции РФ, самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью, могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материаль­ных и финансовых средств.

Как и другие субъекты гражданского права, государственные и муници­пальные образования обладают гражданской правоспособностью. Ее специ­альный характер определяется самой природой таких образований. Это обусловливает содержание и объем приобретаемых ими гражданских пра­вомочий, способы и порядок осуществления правомочий органами государ­ственной власти и местного самоуправления.

Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов.

Государственные органы и органы местного самоуправления не могут быть участниками полных товариществ и полными товарищами в товари­ществах на вере. Они не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.

Акционерные общества, учредителями которых в случаях, установленных федеральными законами, выступают Российская Федерация, субъект Рос­сийской Федерации или муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных и муни­ципальных предприятий), могут быть только открытыми.

Российская Федерация, субъекты Федера­ции и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятель­ность непосредственно только в случаях, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Отношения собственности — важнейшая область гражданско-правовых отношений, в которой участвует государство.

Законодательными актами определены объекты, относящиеся исключительно к федеральной собствен­ности, объекты федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов Российской Федерации, объекты муниципальной собственности.

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципаль­ных образований, являются государственной собственностью.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации производится в порядке, установленном законом. Конституцией Российской Федерации (ст. 114) и в соответствии с ней Федеральным конституционным законом “О Правитель­стве Российской Федерации” осуществление управления федеральной собственностью отнесено к полномочиям Правительства.

В части второй Гражданского кодекса РФ определяются особенности участия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в отдельных видах обязательств, включая обязательства, возникающие из государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, договора поставки товаров для этих нужд, договора государственного займа, банковского вклада, некоторых других договоров, а также обяза­тельства вследствие причинения вреда.

Возмещению подлежит вред, причиненный гражданину или юридическо­му лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Возмещение вреда производится за счет соответственно казны Рос­сийской Федерации, казны субъекта Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 ГК).

За счет казны Российской Федерации, а в случа­ях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федера­ции или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом, возмещается вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в каче­стве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ (п. 1 ст. 1070 ГК). Вместе с тем Российской Федера­ции, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию при возмещении ими вреда, причиненного должностным лицом органа доз­нания, предварительного следствия, прокуратуры или суда, в указанных случаях предоставляется право регресса к этому лицу, если его вина уста­новлена приговором суда, вступившим в законную силу.

Государство, субъекты федерации, муниципальные образования участвуют в отношениях, ре­гулируемых гражданским законодательством, действуя через систему своих органов.

В рамках компетенции, установленной актами, определяющими их статус, эти органы могут от имени соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неиму­щественные права и обязанности.

Гражданский кодекс РФ определяет, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Россий­ской Федерации или казны муниципального образования.

В этих случаях от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если такая обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражда­нина (ст. 1071 ГК). Основанием для возложения этой обязанности на другой орган, юридическое лицо или гражданина является правило п.

3 ст. 125 ГК.

Согласно этому правилу в случаях и в порядке, предусмотренных федераль­ными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муници­пальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам не всем принадлежащим им на праве собственности имуществом, а той его частью, которая не закрепле­на за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и не относится к составу объектов, могущих находиться только в государственной или муниципальной соб­ственности.

Имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности, как и имущество, закрепленное за государ­ственными и муниципальными предприятиями, не является средством обес­печения обязательств Российской Федерации, субъектов РФ или муници­пальных образований и, следовательно, не образует объект взыскания кредиторов по таким обязательствам.

https://www.youtube.com/watch?v=Dj0h4WT7AS8

Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязатель­ствам.

В свою очередь, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципаль­ные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридичес­ких лиц, кроме случаев, установленных законом.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными сред­ствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обяза­тельствам учреждения несет собственник соответствующего имущества. Как указывается в ст.

115 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом о государ­ственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Прави­тельства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано федеральное казенное предприятие.

Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обяза­тельствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Законодательство, регулирующее банковскую деятельность, исходит из разграничения ответственности банков и государства.

Согласно Закону о Центральном банке Российской Федерации (Банке России) государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязатель­ствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Разграничение ответственности проводится и в отношении обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Положения о раздельной ответственности не применяются, если Российская Федерация принимает на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридичес­кого лица либо эти субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Во внутреннем гражданском обороте государство, как следует из ст. 124-126 ГК, не пользуется иммунитетом и участвует в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с други­ми субъектами права. Иначе обстоит дело в условиях международного гражданского обмена.

Согласно ст. 127 ГК особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммуни­тете государства и его собственности.

Проблема правосубъектности публично-правовых образований и ответственности государства по обязательствам из договора всегда была одной из основных в науке гражданского права.

Первоначально в этой области юридическая мысль была направлена на то, чтобы уравнять их положение с другими субъектами частного права. В связи с этим госу­дарство и подобные ему образования принято было рассматривать как одну из раз­новидностей юридического лица.

С появлением социалистического государства, в руках которого были сосредоточены практически все средства производства при одновременном сохранении гражданско­го оборота, традиционное решение столкнулось с новыми трудностями.

В частности, с позиций отсутствия самостоятельной юридической личности органов государства невозможно было объяснить наличие гражданско-правовых отношений между ними, и единственным выводом было то, что государство само с собой вступает в указан­ные отношения, поскольку его органы действуют исключительно от его имени. Или, как писал А. В.

Венедиктов, “если единственным субъектом права государственной собственности является социалистическое государство, а отдельные органы лишь управляют предоставленным им государством имуществом, то как совместить отри­цание права собственности за государственными органами на это имущество с поня­тием договора купли-продажи как договора, направленного на передачу права соб­ственности одним собственником другому? Что представляет собой в таком случае купля-продажа внутри государственного сектора?”. Единственное объяснение таких отношений могло быть найдено в признании за государственными органами какого-то особого права, отличного от права собственности самого государства, и, следова­тельно, наделении их самостоятельной юридической личностью, что и было сделано А.В. Бенедиктовым в предложенной им конструкции оперативного управления гос­органов. При этом государство не признавалось субъектом гражданского права, а оперативное управление было объявлено единственно возможным способом осуще­ствления права государственной собственности во внутреннем обороте. Если же го­сударство “в целом” и участвует в имущественных отношениях, то это скорее исклю­чения из общего правила и в большинстве случаев они регулируются нормами фи­нансового, налогового, административного, но не гражданского права.

Казалось бы, с приватизацией государственного имущества, с устранением граж­данско-правовых отношений “внутри государственного сектора” отпала необходи­мость конструировать самостоятельную правосубъектность государственных органов, зачеркивая тем самым правосубъектность самого государства.

Поэтому действующий ГК РФ установил, что государство наряду с гражданами и юридическими лицами является субъектом гражданского права (ст. 2) и его правосубъектность аналогична право­субъектности юридических лиц (ст.

124), а его органы, так же как и органы юридиче­ских лиц, лишь осуществляют его права (ст. 125).

Источник: https://studopedia.ru/7_20852_tema--rossiyskaya-federatsiya-sub-ekti-rossiyskoy-federatsii-i-munitsipalnie-obrazovaniya-kak-uchastniki-predprinimatelskoy-deyatelnosti.html

Особенности правового положения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований как субъектов предпринимательского права

Муниципальные образования как субъект предпринимательского права

К числу субъектов предпринимательского и гражданского права традиционно относят т.н. публично-правовые образования: РФ, субъекты РФ и муниципальные образования.

Российская Федерация (Россия)есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ч.1 ст.1 Конституции РФ).

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации(ч.1 ст.5 Конституции РФ). Всего в России на сегодняшний день 83 субъекта федерации.

Территории субъектов РФ, в свою очередь, разграничиваются между муниципальными образованиями. Согласно ст.2 Федерального закона от 6 октября 2003 г.

«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» существует четыре типа муниципальных образований: поселение (городское и сельское), городской округ (например муниципальное образование «город Ижевск»), муниципальный район и внутригородская территория города федерального значения.

Публично-правовые образования – это особые субъекты предпринимательского права, которые по отношению к другим субъектам наделены властными полномочиями и возможностью применять принуждение, в том числе налагать меры юридической ответственности.

Более того, публично-правовые образования – это суверенные образования, которые сами определяют существующий правопорядок и свое место в нем.

Поэтому правовое положение РФ, ее субъектов и муниципальных образований как субъектов предпринимательского права имеет двойственный характер:

Во-первых, публично-правовые образования через свои органы контролируют и регулируют предпринимательскую деятельность, создают условия для ее осуществления другими субъектами путем государственной регистрации, лицензирования, сертификации, прогнозирования, планирования предпринимательской деятельности, приватизации и другими способами.

Во-вторых, публично-правовые образования сами участвуют в осуществлении предпринимательской деятельности.

Общие нормы, определяющие порядок участия в предпринимательской деятельности публичных образований, содержаться в гл.5 ГК РФ. Согласно ст.124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.

При этом к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Так, например, нормы ГК РФ, относящиеся к образованию юридического лица, его учредительным документам, реорганизации и ликвидации юридического лица, в отношении публичных образований применяться не могут.

В литературе преобладает точка зрения, что публично-правовые образования обладают специальной правоспособностью, определяемой их полномочиями и функциями, закрепленными в Конституции РФ, конституциях (уставах) субъектов РФ и уставах муниципальных образований. РФ, ее субъекты и муниципальные образования участвуют в осуществлении предпринимательской деятельности лишь постольку, поскольку это необходимо для реализации этих полномочий и функций, решения общественных задач.

Участие государства, государственных и муниципальных образований в предпринимательской деятельности может осуществляться в двух формах:

1. непосредственно;

2. опосредованно (через учреждение или участие в коммерческих организациях).

Государство, субъекты РФ, муниципальные образования могут быть акционерами, участниками ООО и ОДО, вкладчиками в товариществах на вере и т.д. Особая организационно-правовая форма коммерческих организаций, учредителем которой может быть только конкретное публично-правовое образование – это унитарные предприятия.

Их деятельность регулируется ГК РФ (пар.4 гл.4) и Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Унитарное предприятие – единственная коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.

Унитарное предприятия является либо субъектом права хозяйственного ведения либо субъектом права оперативного управления (казенное предприятие). Собственником имущества предприятия остается его учредитель – РФ, субъект РФ или муниципальное образование.

Поэтому учреждение унитарных предприятий – это один из способов использования государственного и муниципального имущества.

Унитарное предприятие обладает специально правоспособностью и может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Унитарные предприятия создаются для решения предусмотренных законом задач:

-производство продукции, выполнение работ, оказания услуг для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

– использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

– осуществление деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам);

– производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

– осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведение заведомо убыточных производств и т.д.

Непосредственное осуществление предпринимательской деятельности публично-правовыми образованиями обеспечивают органы государственной власти и органы местного самоуправления. В соответствии со ст.

125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Важно отметить, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, в отличие от органов управления организаций, имеют статус юридического лица (бюджетного учреждения).

Поэтому необходимо разграничивать предпринимательскую деятельность органов государственной власти и местного самоуправления как учреждений, и предпринимательскую деятельность указанных органов, осуществляемую ими от имени публично-правовых образований.

В последнем случае действия органов власти, совершенные в пределах их компетенции, являются действиями самих публично-правовых образований.

Материальную базу предпринимательской деятельности публично-правовых образований составляет принадлежащее им на праве собственности имущество (в т.ч. ограниченно оборотоспособное и изъятое из оборота).

В составе этого имущества можно выделить две части:

1) казна, т.е. нераспределенное имущество: средства бюджета и имущество, не закрепленное на ограниченном вещном праве за предприятиями и учреждениями;

2) распределенное имущество, т.е. принадлежащее предприятиям и учреждениям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме распределенного имущества, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Как собственник, публично-правовое образование может отчуждать принадлежащее ему имущество в собственность физических и (или) юридических лиц.

Возмездное отчуждение государственного и муниципального имущества в частную собственность именуются приватизацией и осуществляется в порядке и способами, которые предусмотрены специальным законодательством (Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Гражданское законодательство применяется в этом случае субсидиарно. Приватизация рассматривается одновременно как способ распоряжения государственным и муниципальным имуществом и способ создания условий для осуществления предпринимательской деятельности другими субъектами.

Публично-правовые образования располагают некоторыми особыми возможностями приобретения имущества в собственность.

Так, основаниями возникновения права государственной собственности на имущество являются отчуждение у частного собственника вещей, изъятых из оборота или ограниченных в обороте (ст.

238 ГК РФ), реквизиция, конфискация и национализация частного имущества (ст. 240, 242, 243, 306 ГК РФ) и др.

Публично-правовые образования могут быть субъектами различных обязательств, возникающих как из договоров, так и из внедоговорных отношений.

В сфере договорных связей наиболее распространены случаи их выступления в качестве государственных и муниципальных заказчиков в договорах поставки, подряда для государственных и муниципальных нужд (где от их имени выступают государственные органы и органы местного самоуправления и иные лица в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).

Для более эффективного использования находящегося в публичной собственности имущества публично-правовые образования могут обращаться к профессиональным управленческим компаниям, банкам и другим коммерческим организациям, заключая с ними договоры поручения, комиссии, агентирования или доверительного управления государственным или муниципальным имуществом.

Публично-правовые образования могут быть участниками и других гражданско-правовых сделок, в том числе многосторонних (например, договоров о совместной деятельности) и односторонних.

В частности, в силу правила п. 1 ст.

1063 ГК РФ Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в качестве организаторов лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр.

Публично-правовые образования могут являться субъектами деликтных обязательств. Так, согласно ст.

1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Публично-правовые образования могут участвовать в международном гражданском обороте.

На основе гражданско-правовых договоров и гарантий могут осуществляться как государственные внешние займы Российской Федерации, так и предоставление ею кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

Россия выступает также стороной во внешнеторговых сделках, заключенных российскими торговыми представительствами за рубежом, и несет по ним имущественную ответственность.

Российская Федерация является собственником имущества, находящегося за рубежом, в том числе и недвижимого (включая определенное имущество бывшего Союза ССР и его организаций), управление которым осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s32847t6.html

Государство и муниципальные образования как субъекты гражданского и предпринимательского права

Муниципальные образования как субъект предпринимательского права

Государство (Российская Федерация и субъекты РФ),а также муниципальные образованияявляются в соответствии с гл. 5 ГК РФ (ст. 124-127) самостоятельными субъектами гражданского права.

Государство само определяет порядок своего участия в гражданском обороте и правила поведения других участников путем издания определенных нормативных и административных актов.

Государство одновременно может быть участником и административных, и гражданско-правовых отношений.

В рамках своей административной компетенции оно может обязывать физические и юридические лица совершать определенные действия (например, уплачивать налоги, соблюдать установленный порядок управления и т. д.

), а в рамках гражданско-правового статуса — вступать с физическими и юридическими лицами в равноправные договорные отношения. В отношениях, регулируемых гражданским законодательством, государство и муниципальные образования выступают на равных началах с другими участниками гражданского оборота (гражданами и юридическими лицами).

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования самостоятельно отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, закрепленного за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. При этом Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, а субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

В остальном к государству и муниципальным образованиям как участникам гражданских правоотношений применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским правом.

Государство и муниципальные образования приобретают гражданские права и принимают гражданские обязанности через свои органы управления в соответствии с их полномочиями.

Они вправе заключать гражданско-правовые сделки с юридическими и физическими лицами, иметь в собственности определенное имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им в соответствии с законом.

Классификация и анализ объектов гражданского и предпринимательского права

Объектами гражданского и предпринимательского праваявляются предметы материального мира, действия и информация, на которые направлены права и обязанности субъектов гражданского права.

Перечень объектов гражданского и предпринимательского праваприводится в ст.

128 ГК РФ и включает: вещи, в том числе деньги и ценные бумаги; иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага (жизнь, здоровье, деловая репутация и т. д.), информация.

Вещи— это предметы материального внешнего мира, находящиеся в твердом, жидком, газообразном или ином физическом состоянии. Их главным назначением является удовлетворение потребностей субъектов гражданских правоотношений. Вещи являются наиболее распространенными объектами гражданского права.

Деньгикак объект гражданских прав выполняют функции всеобщего эквивалента и используются в качестве универсального средства платежа, то есть могут заменить собой почти любой другой объект имущественных отношений, носящих возмездный характер. Деньги относятся к вещам, определенным родовыми признаками, однако в противоположность другим заменимым вещам измеряются не количеством денежных купюр, а денежными единицами, которые в них содержатся.

Ценной бумагойявляется документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении (ст. 142 ГК РФ).

Работы – это действия, направленные на достижение материального результата, который может состоять в создании вещи, ее переработке, обработке или ином качественном изменении (ремонт). Результат работы заранее известен и определяется лицом, заказавшим ее выполнение, а способ, по общему правилу, определяется самим исполнителем.

Услуга –действия или деятельность, осуществляемые по заказу, которые не имеют материального результата (например, деятельность перевозчика, хранителя, комиссионера и т. п.). При этом некоторые услуги могут иметь материальный результат, который, однако, не приобретает овеществленной формы (например, излечение больного как результат медицинских услуг).

Информация, составляющая служебную или коммерческую тайнуявляется объектом гражданских прав в случае, когда такая информация имеет действительную или потенциальную ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и ее обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности. В зарубежной хозяйственной практике это понятие зачастую обозначается термином «ноу-хау».

Коммерческая тайна –режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне»).

Объект коммерческой тайны может совпадать с объектом служебной тайны,то есть конфиденциальных сведений, в том числе составляющих коммерческую тайну, полученных специально уполномоченными органами или их сотрудниками в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей (например, банковская тайна, налоговая тайна, врачебная тайна).

Признание той или иной информации конфиденциальнойявляется прерогативой правообладателя. При этом законами или иными нормативными актами могут устанавливаться исключения из данного перечня.

Интеллектуальная собственностькак объект гражданских прав – совокупность исключительных прав личного и имущественного характера на результаты интеллектуальной и в первую очередь творческой деятельности, а также на некоторые иные приравненные к ним объекты, перечень которых установлен законодателем.

Объекты промышленной собственности: права на товарный знак, фирменное наименование, изобретения и полезные модели, секреты производства и селекционные достижения.

Нематериальные блага (как объекты гражданского права) –жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь, доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, права авторства и иные личные неимуще­ственные права, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона.

Источник: https://studopedia.su/10_129064_gosudarstvo-i-munitsipalnie-obrazovaniya-kak-sub-ekti-grazhdanskogo-i-predprinimatelskogo-prava.html

Предпринимательская деятельность муниципальных образований

Муниципальные образования как субъект предпринимательского права

т

Гражданское право и процесс

УДК 342.55

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Кондратенко Зарина Камилевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: mati07@rambler.ru

Шабалин Глеб Юрьевич,

студент ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: gleb. shabalin@yandex. ru

В статье анализируются признаки понятия предпринимательской деятельности муниципальных образований, выделены особенности предпринимательской деятельности муниципальных образований, определён круг видов их деятельности, которые можно отнести к предпринимательской сфере. Автор обосновывает необходимость разработки новых правовых инструментариев осуществления предпринимательской деятельности муниципальными образованиями.

Ключевые слова: местное самоуправление, предпринимательская деятельность, муниципальное образование, муниципальное имущество, правовые инструменты.

Муниципальное образование является субъектом гражданских правоотношений с особым правовым статусом и специальной правоспособностью. Как публично-правовой субъект муниципальное образование имеет субъективные гражданские права и обязанности юридического лица. В то же время реализация тех или иных прав муниципальных образований сопряжена с определенными ограничениями.

В конституционных и муниципальных правоотношениях субъектом и носителем прав и обязанностей выступает непосредственно муниципальное образование. Однако гражданско-правовая реализация таких прав и обязанностей осуществляется органами местного самоуправления.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов [1].

Согласно ст. 2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли [1]. Рассмотрим основные понятийные признаки предпринимательской деятельности применительно к такому субъекту, как муниципальное образование.

Самостоятельность предпринимательской деятельности муниципальных образований нельзя назвать полной. Распоряжение имуществом, принадлежащим муниципальным образованиям на праве собственности, следует воле законодателя, устанавливающего различные ограничения по целевому назначению. Например, не всеми денежными средствами,

поступающими в бюджет, муниципальное образование может распоряжаться по своему усмотрению, существуют ограничения на цели использования средств местных бюджетов, которые находятся под жестким контролем со стороны государства [3].

Так, муниципальное образование не может самостоятельно распоряжаться средствами, направляемыми через субвенции федерального бюджета, средствами, предоставляемыми для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами государственной власти органам местного самоуправления, средствами самообложения граждан, субсидиями субъектов Российской Федерации.

Публичный характер муниципальной предпринимательской деятельности накладывает на органы местного самоуправления соответствующий перечень таких регламентированных обязанностей [2], как соблюдение интересов населения, гласность и открытость, взаимодействие с субъектами общественного контроля, следование установленному порядку реализации полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Стоит отметить также социальную роль деятельности органов местного самоуправления.

Не стоит забывать, что по конституционно-правовой сути муниципальное образование ставит перед собой задачу повышения уровня благосостояния населения, а, следовательно, орган местного самоуправления реализует предпринимательскую деятельность только в том объеме, в котором позволяют нормативные и бюджетные акты, а извлекаемая прибыль не может быть направленна в оборот, а должна направляться в бюджет для решения вопросов местного значения.

Кондратенко З. К., Шабалин Г. Ю.

Следующий признак предпринимательской деятельности – риск – в деятельности муниципальных образований ставится под сомнение.

Муниципальные образования не могут рисковать муниципальным имуществом наравне с иными субъектами предпринимательской деятельности: финансовые потери в ходе осуществления предпринимательской деятельности (например, содержание убыточных предприятий) создают бюджетные трудности для муниципального образования, что ставит под сомнение целесообразность такой деятельности и требует её оптимизации.

Тем не менее, муниципальные образования обладают необходимым потенциалом для осуществления предпринимательской деятельности, соблюдая строгие требования законодательства, и с учетом ее публичного характера.

Императивность регулирующих данную сферу норм при отсутствии прямых правовых механизмов осуществления предпринимательской деятельности создает необходимость разработки новых правовых инструментариев для осуществления данной деятельности.

В настоящее время не определен круг видов деятельности муниципальных образований, подпадающий под понятие предпринимательской деятельности. Для определения соответствующего круга рассмотрим такие виды деятельности муниципальных образований, которые связаны с получением дохода в местный бюджет, на предмет их соответствия понятию предпринимательской деятельности.

Такой признак, как систематическое получение прибыли, проявляется в следующих видах деятельности муниципальных образований: оказание муниципальных услуг, приватизация муниципального имущества, участие в коммерческих организациях, инвестиционная деятельность, предоставление муниципального имущества в аренду.

Приватизация муниципального имущества может быть признана предпринимательской деятельностью. Муниципальное образование выделяет определенный объем имущества в целях создания коммерческой организации. Данная организация получает доход от своей деятельности, часть которого поступает в муниципальный бюджет в виде дивидендов по вкладу муниципального образования.

Существует также инвестиционная деятельность муниципальных образований. В качестве субъекта инвестиционной деятельности органы местного самоуправления обозначены в Федеральном законе «Об

инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [5].

Капитальные вложения могут осуществляться муниципальными образованиями в пределах, ограниченных законодательством.

Конечной целью инвестирования является получение реального результата в виде улучшения благосостояния населения муниципального образования, достижения социальных и экономических целей, получение доходов [6].

Предоставление муниципального имущества по договорам аренды может рассматриваться как вид предпринимательской деятельности муниципальных образований.

Муниципальное образование, кроме случаев, предусмотренных законом, вправе самостоятельно и под свой риск выделять имущество для сдачи в аренду, при этом получая прибыль.

Примером такой деятельности может служить предоставление земельных участков в аренду, что является прогрессивным инструментом как развития и освоения земельного фонда, так и увеличения доходной части бюджета муниципальных образований.

Таким образом, предпринимательская деятельность муниципальных образований имеет публичный характер, подчинена жестким требованиям законодательства. Существует необходимость разработки новых правовых инструментариев осуществления предпринимательской деятельности муниципальными образованиями.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. С. 3301.

2. Егоров А. И., Хорошев С. В. Участие муниципальных образований в предпринимательской деятельности // Экономика, социология и право. 2014. № 4. С. 35-37.

3. Седельникова Р. И. К вопросу о праве собственности на местный бюджет в Российской Федерации //Актуальные проблемы российского права. 2015. № 9. С.74-78.

4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

5. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 4. Ст. 251.

6. Кондратенко З. К., Мустакимов Н. С. Стимулирование инвестиционных процессов, обеспечивающих повышение эффективности использования земель в Республике Марий Эл // Аграрное и земельное право. 2016. № 12 (44). С. 86-90.

Гражданское право и процесс

Z. K. Kondratenko, G. Y. Shabalin ENTREPRENEURIAL ACTIVITY OF MUNICIPAL ENTITIES

In the article, the author analyzes signs of definition «entrepreneurial activity of municipal entities». Features of entrepreneurial activity of municipal entities were identified.

The range of activities of municipalities, which can be attributed to entrepreneurial activity, was defined.

The author substantiates the necessity of developing new legal tools for implementation of entrepreneurial activity of municipal entities.

Key words: local self-government, entrepreneurial activity, municipal entity, municipal ownership.

KONDRATENKO Zarina Kamilevna – PhD, assistant professor of civil law and process of the Mari State University in Yoshkar-Ola.

E-mail: mati07@rambler.ru

SHABALIN Gleb Jur'evich – student of the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: mati07@rambler.ru

УДК 349.4

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В РОССИИ

https://www.youtube.com/watch?v=iylD705qe5E

Мустакимов Наил Салимович,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой частного права России и зарубежных стран ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: mustaklm@bk.ru

Попрухина Екатерина Александровна,

магистрант ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

E-mail: Ecce.Katerina@yandex.ru

Статья посвящена выявлению особенностей правового регулирования отношений земельной собственности на различных исторических этапах Российской государственности. С этой целью произведен анализ развития института права собственности на землю основных исторических периодов с позиций современного правового регулирования данных правоотношений.

Ключевые слова: исторический аспект, право собственности на землю, виды земельной собственности, земельные законы, регулирование отношений собственности, статус земельной собственности, современное понимание.

Земля для России всегда была одним из основных источников благосостояния страны. Обширные просторы, обилие черноземов издавна способствовали развитию самых разных отраслей экономики, в первую очередь – сельского хозяйства. Земельное право России длительное время развивается преимущественно вокруг отношений собственности на землю [3].

Необходимость рассмотрения исторического аспекта правового регулирования права собственность на землю в России обуславливается спецификой перехода к многообразию его форм в различных периодах. Кроме того, существование значительного количества научных подходов к осмыслению прав собственности на землю на различных этапах развития Российского государства оказывает непосредст-

венное влияние на качество правового регулирования земельных отношений в современной России [2].

Земельная собственность как правовая категория в российской истории претерпела сложную эволюцию. В дореволюционный период (до 1917 г.) этот процесс в целом отражал общие закономерности в формировании и развитии института земельной собственности, имея при этом свои особенности.

Так, если иметь в виду период до Древнерусского государства, то преобладали родовые земельные отношения [1]. Начиная с VI в. родовая община заменяется соседской. Идет процесс формирования господствующего класса. В IX в. на территории восточных славян образуется единое Древнерусское государство – Киевская Русь.

Племенные земли объединяются под властью

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/predprinimatelskaya-deyatelnost-munitsipalnyh-obrazovaniy

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.