Кто оплачивает уличное освещение в городе

Содержание

Освещение многоквартирного дома и двора при нем

Кто оплачивает уличное освещение в городе

09.02.2018

Многим из нас не раз приходилось возвращаться домой в тёмное время суток. В такие минуты человек понимает, насколько важно освещение внутри многоквартирного дома и вокруг него. Но что делать, если света нет ни в подъезде, ни во дворе? К кому обращаться и кто несёт за это ответственность? Давайте разберёмся в этом вопросе

Освещение подъезда

С наступлением темноты в подъезде и на лестничных клетках жилого дома обязательно должен включаться свет. В первую очередь это необходимо для безопасности жильцов. Освещение в подъезде многоквартирного дома должно отвечать следующим требованиям:

  • в общественных помещениях применяется система общей подсветки;
  • если в доме больше 6 этажей и проживает более 50 человек, то здание должно быть оснащено эвакуационным освещением;
  • эвакуационные светильники устанавливают в основных проходах и перед лифтами;
  • допускается использовать лампы накаливания, галогеновые и светодиодные светильники;
  • рекомендуется прикрывать светильник антивандальным, ударопрочным стеклом или металлической сеткой;
  • интенсивность света должна соответствовать установленным нормам.

Нормы освещённости регламентируются специальными нормативными документами, СНиП и ГОСТом и нормируются по ВСН 59-88. Значения в люксах для мест общего пользования представлены в таблице:

ПомещениеНормативы освещённости, Лк
Шахта лифта5
Вентиляционные камеры, электрощитовые20
Велосипедные и колясочные20
Лестничные клетки20
Вестибюль30
Помещение консьержа150

Жильцы имеют право пожаловаться в управляющую компанию не только на то, что ламп нет, но и на то, что их свет недостаточно интенсивен.

Освещение в подвале

К организации подсветки подвала выдвигаются специальные требования из-за особого микроклимата внутри помещения. Как правило, там всегда влажно, может наблюдаться сырость, поэтому светильники должны отвечать нормам электробезопасности и пожаробезопасности.

Питание обязательно снижают до 42 Вт с помощью понижающего трансформатора. Корпус светильника обязательно заземляют. Не рекомендуется в процессе прокладки кабелей соединять медный и алюминиевый провода, которые вступают в реакцию под воздействием влаги. Проводку помещают в специальные гофрированные трубы, которые называются рукавом.

Для подсветки подполий рекомендуется брать светильник с уровнем защиты не ниже IP 44, это предотвратит попадание пыли и влаги на лампу. Норма освещённости для подвала — 20 Лк.

Освещение придомовой территории

Прежде чем разбираться, каким нормам должно отвечать освещение придомовой территории и двора многоквартирного дома, нужно разобраться, что входит в это понятие — «придомовая территория». Согласно законодательству это:

  • земельный участок, на котором построен дом, его размеры определяются по кадастру;
  • элементы благоустройства (сюда входят, в том числе, и светильники);
  • объекты, предназначенные для эксплуатации дома (тепловые пункты, трансформаторные, детские и спортивные площадки, автопарковки).

Непосредственно освещение двора многоквартирного дома может осуществляться тремя способами:

  1. Фонарь под козырьком над дверью в подъезд. Это удобно, потому что можно взять маломощную лампу, света много не потребуется. Недостаток заключается в том, что освещён будет лишь небольшой участок перед дверью.
  2. Фонарь над козырьком подъезда. Целесообразно взять лампу со световым потоком не меньше 3500 Лм и круговой силой света. Размещают на высоте 5 метров под углом 25 градусов к горизонту. Но, несмотря на то что таким образом освещается весь двор, область рядом с дверью остаётся в темноте.
  3. Совмещение двух предыдущих вариантов. Наиболее оптимальный способ освещения двора, но он расходует много электроэнергии.

Для освещения прилегающей территории также разработаны нормативы, которые представлены в таблице:

ТерриторияНормы освещённости, Лк
Прогулочные дорожки1
Автостоянки2
Площадка перед мусоросборником2
Внутренние хозяйственные и пожарные проезды2
Тротуары возле подъездов2
Велосипедные дорожки4
Спортивные площадки10
Детские площадки10

Некоторые жильцы настаивают на установке осветительных приборов с датчиком движения с целью экономии электроэнергии. Такие светильники имеет смысл ставить внутри подъездов, тогда как на улицах они будут работать не совсем корректно. На улице датчик может срабатывать от движения животного, и свет будет включаться тогда, когда этого не требуется.

Кто несёт ответственность за освещение дома?

Согласно ФЗ № 131 ответственность за освещённость улиц, дорог и дворов несут органы местного самоуправления. Но поддерживать работоспособность светильников входит в обязанности жильцов дома.

Согласно Жилищному Кодексу Российской Федерации ответственность за свет внутри жилых зданий и на придомовой территории лежит на управляющей компании, с которой жильцы заключили договор. В самом тексте соглашения прописано, какие услуги предоставляет УК, за что она несёт ответственность и каков порядок действий при возникающих неполадках или спорных вопросах.

Что же делать, если жильцы обнаружили, что в подъезде, местах общего пользования, в подвале или на прилегающей территории нет света? Им необходимо предпринять следующие шаги:

  1. Составляется акт, в котором описывается проблема.
  2. Акт подписывают не менее 3 человек. Это могут быть соседи, старший по подъезду или председатель дома.
  3. К акту прилагаются доказательства существования проблемы. Например, фото отсутствия света в вечернее время.
  4. Документы передают в управляющую компанию.
  5. В течение семи дней работники УК проверяют и анализируют информацию, устраняют неполадки и составляют собственный акт о проблеме.
  6. Документ, в котором прописаны все действия, принятые для устранения проблемы, передаются заявителям.

Если управляющая компания не справляется со своими обязанностями, отказывается выполнять то, что прописано в договоре, жильцы имеют право расторгнуть с ней соглашение и заключить договор с другой организацией.

Кто оплачивает освещение двора и подъездов многоквартирного дома? Согласно ФЗ территория вокруг дома, как и подъезды, является общей собственностью. Расходы на освещение и устранение неполадок возлагаются непосредственно на жильцов дома. Причём расходы делятся на каждого собственника в зависимости от площади его квартиры.

Следует обращать внимание, зафиксировано ли документально то, что именно эта придомовая территория является общей собственностью именно этого дома. Если таких пометок нет, то включение в квитанцию оплаты за неё неправомерно.

Освещение многоэтажных домов строго регламентируется законами и санитарными нормами. Если не соблюдается один из важных параметров — нет света вообще, он недостаточно яркий, освещение организовано без учёта безопасности жильцов, то жители дома имеют право обращаться с заявлением в управляющую компанию, местную администрацию или даже в суд.

Источник: https://cdelct.ru/baza/kto-po-zakonu-platit-za-osveshhenie-pridomovoj-territorii-mnogokvartirnogo-doma.html

Уличное освещение придомовой территории: кто обязанное лицо и как заставить город освещать двор?

Кто оплачивает уличное освещение в городе

0

08.04.2020 12:51 8 Апреля 2020 в 12:51

Одним из самых болезненных вопросов внутридомового благоустройства является организация уличного освещения придомовой территории. Чаще всего управляющие компании действуют неправильно, принимая на баланс жителей без их ведома за точку поставки уличное освещение.Говоря о проблемах с организацией уличного освещения мы подразумеваем, прежде всего, новые дома. Дома, построенные в СССР, а также в 90х годах прошлого века, обычно освещаются за счет средств муниципального бюджета и проблем здесь не возникает. Что касается новых домов, то в ситуации комплексного освоения территории (сплошной застройки) орган местного самоуправления выделяет участок под строительство, а в дальнейшем никак не контролирует проложение сетей инженерно-технического обеспечения. Застройщик ставит трансформаторную подстанцию, делает в ней точку подключения, согласовывает ее с сетевой организацией, которая также не контролирует то, что на этом участке подключается.Орган местного самоуправления пускает данные вопросы на самотек для того, чтобы не закладывать дополнительные тысячи светоточек в муниципальный контракт, а следовательно, в муниципальный бюджет (который обычно недофинансирован именно благоустройством и уличным освещением, ведь провинциальные города освещаются очень плохо).В конечном итоге застройщик реализует два сценария подключения системы уличного освещения.В первом случае на трансформаторной подстанции ставится щит наружного освещения (ЩНО), с которого подключается каскад уличного освещения. Трансформаторная подстанция, построенная за счет средств дольщиков, обычно продается застройщиком сетевой организации (для которой их скупка – часть бизнеса, чтобы быть монополистом), а вот уличное освещение остается в дальнейшем на балансе жителей.Во втором случае уличное освещение запитывается изнутри дома, на внутридомовой системе энергоснабжения после общедомового прибора учета. В этом случае опоры уличного освещения не признаются самостоятельной точкой поставки по договору энергоснабжения, иногда на них ставится отдельный прибор учета, иногда обходятся без него, но в любом случае это потребление электрической энергии растворяется в коммунальном ресурсе на содержание общего имущества (КР на СОИ), т.е. берется из денег жителей.Классическая схема организации уличного освещения в новых микрорайонах выглядит следующим образом. Застройщик, осваивая территорию, возводит дома, а после их строительства не регистрирует право собственности на опоры уличного освещения (которые являются недвижимой вещью) и  не передает данное право органу местного самоуправления (который также не стремится это право приобрести).

Единая программа для ЖКХ

Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ

Затем застройщик через п. 14 ст. 161 ЖК РФ передает все эти сети на баланс выбранной им управляющей организации. В дальнейшем эта организация избирается непосредственно  собственниками (которые и не подозревают о том, что на балансе дома может быть каскад фонарей, обслуживающий еще несколько домов) и до поры до времени всех такая ситуация всех устраивает, особенно пока дом новый и не требует каких-либо капитальных вложений.Затем, в случае смены способа управления, новая управляющая организация (или ТСЖ) выходит в преддоговорной спор с энергоснабжающей организацией, которая включает в точку поставки опоры уличного освещения. Для управляющей организации эта ситуация становится крайне непростой.1. Если не принять на баланс дома опоры уличного освещения, то сетевая организация их отключит и дом погрузится в темноту. Это станет острым социальным вопросом и вызовет волну недовольства. 2. Если же включить на баланс дома опоры уличного освещения, то это будут дополнительные расходы за содержание объектов, которые не являются общим имуществом. В соответ. с п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 – далее Правила № 491) внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.Таким образом, внешние опоры уличного освещения не являются общим имуществом даже в том случае, если они запитаны на внутридомовых инженерных сетях. Например, в решении по делу № А49-14912/2017 мы добились включения в договор энергоснабжения условия о том, что на ТСЖ не может быть возложена оплата потребленной электроэнергии за содержание внешних опор уличного освещения (фонарных столбов), запитанных из трансформаторной подстанции через внешнераспределительное устройство МКД. Самым сложным вопросом здесь является то, за счет каких денег можно оплачивать содержание опор уличного освещения. Если управляющая организация может нести эти расходы за счет прибыли, то для ТСЖ подобная оплата «за фонари» будет являться нецелевым использованием средств собственников и может окончится возбуждением уголовного дела (хотя это скорее редкость).Чтобы избежать этих проблем нужно включить фонари в состав общего имущества. В соответ. с пп. «а» п. 1 Правил № 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества. Таким образом, если собственники примут на баланс жителей опоры уличного освещения, то будут иметься все законные основания к тому, чтобы их обслуживать. Принимая такое решение, следует помнить, что оно  принимается навсегда. Отказаться от опор уже не получится, потому что в соответ. с п. 3 ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. Эти условия невозможно соблюсти в полной мере. Доказать в судебном порядке, что опоры не являются общим имуществом – это только пол дела. Вторая половина – заставить городские власти обеспечить уличное освещение придомовой территории. Это можно сделать путем признания фонарей бесхозяйными через ст. 225 ГК РФ. Для начала необходимо написать претензию в орган местного самоуправления с требованием признать фонари бесхозяйными и поставить их на учет в Росреестре. После того, как будет получен отказ от совершения данных действий, его необходимо оспаривать в судебном порядке (либо по КАС РФ, либо по АПК РФ).У нас есть практика разрешения таких споров, однако основная проблема тут в том, что выиграв суд, орган местного самоуправления отнесется формально к исполнению судебного решения. Он поставит в соответствии с исполнительным листом сети на бесхоз, но очень вероятно не включит их в муниципальный контракт, чтобы не создавать прецедента (иначе все пойдут по такой схеме и навалятся). Хорошим решением проблемы может быть норма в муниципальных правилах благоустройства, где прописана обязанность для местных властей обеспечивать уличное освещение (в том числе, дворовых территорий). В ряде муниципальных образований эта норма до сих пор есть (что развязывает руки в решении проблемы), а в ряде – исключена в целях постоянной экономии на городском хозяйстве и благоустройстве.И хотя Минстрой России в письме от 18.09.2017 № 33418-АЧ/04 указывает на то, что организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления, фактического решения этой проблемы не предвидится, пока на уровне федерального закона данная обязанность не будет закреплена за органом местного самоуправления. Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук

Сайт: pavelkuznetzov.ru

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти

Другие публикации в блоге

Повышение платы за текущее содержание: рабочие схемы для управляющей компании

Квалификационный аттестат: нужно ли его получать и зачем?

Правила определения вида работ по капитальному ремонту и его отличия от текущего ремонта

Источник: https://www.gkh365.ru/blog/blog3/street-lighting-at-local-area/

Освещение двора многоквартирного дома. Кто должен… ?

Кто оплачивает уличное освещение в городе

Кто отвечает за освещение придомовой территории?

Говорят, темнота – друг молодежи! При этом…

“Какая, ссу…?” – довольно часто возникает такой вопрос у горожан, возвращающихся вечером домой, тусклым светом смартфона подсвечивающих дорогу к родному подъезду.

– Звоните в вашу управляющую организацию, – отвечает вам диспетчер электросетевой организации.

– Обращайтесь в администрацию района, – убеждает голос диспетчера аварийной службы управляющей компании.

– Двор это ваше имущество, которое обслуживает ваша нерадивая УК, звоните туда. Если не сделают, жалуйтесь в ГЖИ (государственную жилищную инспекцию, надзор), – посылает чиновник администрации.

В ГЖИ, так в ГЖИ, так бы сразу и сказал…

Кто прав?

Методическое обеспечение государственного жилищного надзора (ГЖИ) осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России).

В свою очередь, Минстрой России, своим письмом от 18 сентября 2017 г.

N 33418-АЧ/04, отвечает на этот вопрос довольно убедительно и однозначно, – “В состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории не входят.

Обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному (дворовому) освещению ЖК РФ, Правила N 491 не содержат”.

То есть, по мнению Минстроя, управляющая компания, из цепочки “Звоните туда”, – выпадает.

Но кто-же поменяет лампы на столбах во дворе?

Минстрой, в своем письме уточняет, – ” В соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г.

N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”) к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц)”.

Ну и вывод Минстроя, – “Учитывая вышеизложенное, Минстрой России полагает, что организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления”.

Электросетевая организация из цепочки “Звоните туда” тоже исчезла!

Есть и еще один довод в пользу выводов Минстроя, и он весьма убедителен. При расчетах норматива электроэнергии на содержание общего имущества собственников жилья, как его ранее называли ОДН, не берется во внимание ни объем электроэнергии на освещение придомовой территории, ни её площадь. Весомый аргумент!

Что все это значит?

Для собственников жилья, – это означает, что, если сеть внутридворового освещения, с опорами, фонарями и проводами, не включена в состав общего имущества решением общего собрания собственников жилья, то обращаться, по поводу разбитых фонарей, следует в местную администрацию. Не факт, что не пошлют обратно в УК, но тогда следует напомнить о письме Минстроя N 33418-АЧ/04.

Ну и маленький бонус от Минстроя! Управляющая компания не будет (не должна) тратить оплаченных вами денежных средств на электроэнергию и обслуживание дворового освещения. Их можно потратить на другие нужды вашего дома.

Кстати говоря, решение общего собрания собственников МКД по поводу добровольной обузы по обслуживанию опор и фонарей во дворе, должно приниматься не менее, чем 75% от всех собственников жилья в доме.

Для электросетевой организации, – это означает, что менять лампы на фонарях во дворах МКД, они должны при наличии договора с муниципалитетом. Ну, и при наличии соответствующей оплаты услуг по этому договору.

Для управляющей организации, – это вовсе не значит, что вас не будут напрягать администрации муниципалитетов, по поводу обслуживания сетей уличного (внутридворового) освещения.

Будут! Административный ресурс никуда не делся, политика из ЖКХ никуда не исчезла. Но теперь, по крайней мере, есть надежда, что вас не будут заставлять это делать под угрозой штрафных санкций со стороны ГЖИ.

Есть все основания сказать – “Нет”, не налетев на 250 тысяч за нарушение лицензионных требований!

Для муниципалитетов, – это означает, что пора пересмотреть бюджет, и заложить в него расходы на обслуживание увеличившегося объема сетей уличного освещения. При этом, не стоит взваливать всю ответственность на глав муниципальных образований. Они всего лишь исполняют бюджеты, принятые местными депутатами.

Есть и более привычный вариант действий, – продолжить напрягать управляющие компании. Но, господа чиновники, Боливар уже не вынесет двоих. Хотя, я понимаю, и мне очень жаль, что ваша Гнедая тоже сломала ногу. Простите за прямоту!

https://t.me/gkhunta

Источник: https://zen.yandex.ru/media/gkhunta/osvescenie-dvora-mnogokvartirnogo-doma-kto-doljen--5a766f6d57906a28540b5a4e

Об обязанности управляющей организации следить за освещённостью придомовой территории

Кто оплачивает уличное освещение в городе

общего имущества собственников включает в себя множество аспектов, ни один из которых УО не должна упустить во избежание штрафов и судебных исков от собственников. Сегодня рассказываем об обязанности УО следить за освещением и освещённостью придомовой территории и о том, что она при этом делать не обязана.

Уо несёт ответственность за содержание земельного участка в составе общего имущества

Управляющая организация по договору управления, заключённому с собственниками помещений в многоквартирном доме, несёт ответственность за надлежащее содержание и ремонт общего имущества таких собственников в доме. Качество оказываемых услуг должно соответствовать требованиям и правилам, установленным Правительством РФ.

К общему имуществу МКД, за состояние которого отвечает управляющая организация, помимо всех несущих и ненесущих конструкций дома, инженерного оборудования, обслуживающего более одного помещения, относится земельный участок, на котором расположен дом со всеми элементами озеленения и благоустройства (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

При этом земельный участок входит в состав общего имущества только в том случае, если он поставлен на кадастровый учёт и является общедолевой собственностью владельцев помещений в МКД.

На земельном участке, включённом в состав общего имущества собственников помещений, могут быть установлены коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, а также электрическое оборудование (пп. «е» п. 2 ПП РФ № 491). Также к общему имуществу относятся трансформаторные подстанции, которые обслуживают этот многоквартирный дом.

Следовательно, за надлежащим состоянием электрооборудования, расположенного на придомовой территории, которая включена в состав общего имущества многоквартирного дома, также несёт ответственность управляющая организация.Какие требования энергоэффективности зданий считать первоочередными

Состояние объектов на земельном участке должно гарантировать безопасность граждан

Общее имущество собственников, к которому относятся и элементы освещения придомовой территории многоквартирного дома, должно содержаться УО в соответствии с требованиями законодательства РФ.

К таким НПА относятся в том числе нормы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдение прав потребителей, технического регулирования (п. 10 ПП РФ № 491).

Это обеспечивает безопасность проживания граждан в доме.

В пп. «ж, з, и» п.

11 ПП РФ № 491 перечислены работы и услуги, которые должна проводить и оказывать УО для содержания в надлежащем состоянии земельного участка и расположенных на нём объектов:

  • уход за элементами озеленения, а также объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, в том числе электрооборудованием во дворе;
  • текущий и капитальный ремонт, а также подготовка к эксплуатации в осенне-зимний период;
  • проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

Уо отвечает за освещённость объектов на придомовой территории

На придомовой территории могут быть установлены фонарные столбы, трансформаторные будки и щиты, распределители, фонари входных групп над подъездами, элементы освещения парковок, детских и спортивных площадок. Работа этих объектов должна соответствовать требованиям СанПиН и постановления Госстроя РФ № 170, предъявляемых к уровню освещённости придомовой территории.

Согласно п.п. 2.12, 5.6 СанПиН 2.1.2.

2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», придомовая территория жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток.

Над каждым входом/подъездом устанавливаются светильники, которые обеспечивают нормативную горизонтальной и вертикальной поверхностей. Также должны быть освещены пешеходные дорожки у входов.

Управляющие многоквартирными домами организации также обязаны обеспечивать освещение площадок с контейнерами для сбора ТКО и мусоросборников, поддерживать уровни освещения (п.п. 3.7.1, 5.6.6 Правил № 170).

При этом важно отметить, что УО обязаны обеспечивать уровни освещения общедомовых помещений и территорий, запроектированные в технической документации МКД (п. 5.6.6 Правил № 170).В какие сроки нужно устранять неисправности при внеплановом текущем ремонте

Нормативный уровень освещённости зависит от объекта освещения

Освещённость измеряется в люксах (лк): это отношение светового потока, падающего на участок земли, к его площади. В приложении № 1 к СанПиН 2.1.2.

2645-10 прописаны требования к уровню освещённости разных элементов придомовой территории многоквартирного дома:

  • входы в дом – не менее чем в 6 лк для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола;
  • аллеи и дороги, велосипедные дорожки при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 4 лк;
  • внутренние служебно-хозяйственные и пожарные проезды, тротуары-подъезды при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 2 лк;
  • автостоянки, хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках – 2 лк;
  • прогулочные дорожки – 1 лк;
  • физкультурные площадки и площадки для игр детей – 10 лк.

Несоблюдение нормативов освещённости придомовой территории, и тем более его отсутствие, нарушает права граждан на личную безопасность, осложняет дорожное движение.Обязана ли УО проводить текущий ремонт без решения общего собрания

Уо обязана поддерживать только запланированные в техдокументации уровни освещённости

Анализ норм ЖК РФ, ПП РФ № 491, Правил № 170 и СанПиН доказывает, что управляющая организация обязана следить за состоянием электрооборудования, размещённого на оформленной придомовой территории многоквартирного дома и обеспечить нормативные уровни освещённости разных элементов двора. Эти работы обеспечивают надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД.

Сложившаяся судебная практика также доказывает эту обязанности УО:

Отдельно остановимся на выводах Алтайского краевого суда, сделанных в апелляционном определении по делу № 33-6134/2017. Собственник помещений в доме подал иск в суд на УО, которая не обеспечила освещение на придомовой территории МКД, в том числе аллей и детских площадок.

Суд первой инстанции, а за ним и апелляционный суд пришли к выводу, что УО обязана установить пять опор освещения, смонтировать на них светильники и соединить их кабельными линиями с новым распределительным щитом наружного освещения.

УО пыталась апеллировать к тому, что организация не располагает средства на проведение таких работ, а по лицевым счетам собственников на момент суда образовалась многотысячная задолженность за ЖКУ. К тому же собственники на ОСС не принимали решения о проведении подобных работ на придомовой территории.

Судья отметил, что задолженность собственников по оплате ЖКУ отношения к делу не имеет, а указанные работы по восстановлению уровня освещённости придомовой территории являются необходимыми для надлежащего содержания общего имущества собственников, что является обязанностью УО по договору управления.

Однако в указанном определении суд частично встал на сторону управляющей организации, отметив, что само по себе наличие санитарных норм, регламентирующих уровень освещённости двора, не обязывает УО возводить сооружения, которых не было на придомовой территории изначально согласно техдокументации дома (п. 5.6.6 Правил № 170). Закон не предусматривает возможность приумножения общего имущества собственников за счёт УО.

Взять на заметку

Если придомовая территория многоквартирного дома включена в состав общего имущества собственников, то управляющая организация обязана поддерживать в рабочем состоянии электрооборудование во дворе и обеспечивать установленные минимальные уровни освещённости.

При этом УО следует учитывать, что она не обязана без решения ОСС возводить новые объекты освещения, которых изначально не было в техпаспорте многоквартирного дома. В её обязанности входит лишь поддержание в рабочем состоянии существующего электрооборудования.

Поэтому, если собственники решили на ОСС установить детскую площадку или организовать парковку, УО следует донести до них необходимость запланировать в смете работ по организации освещения детской зоны. Их финансирование также ложится на плечи собственников.

После установки площадки и нового электрооборудования эти объекты включаются в состав общего имущества дома, а средства, необходимые на их содержание в надлежащем состоянии и ремонт – в размер платы за содержание жилого помещения. Эти вопросы также выносятся на общее собрание собственников.

Источник: https://roskvartal.ru/soderzhanie-mkd/10322-ob-obyazannosti-uo-sledit-za-osveschyennostyu-pridomovoy-territorii

Освещение придомовой территории

Кто оплачивает уличное освещение в городе

В данной статье поговорим о том, кто должен отвечать за уличное освещение рядом с МКД. Часто освещение придомовой территории, внутриквартальных проездов (далее – уличное освещение) органы местного самоуправления (ОМСУ) пытаются сделать обязанностью управляющей организации, разберемся кто и за что отвечает. 

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно части 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД) устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила № 491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в МКД.

Состав общего имущества в многоквартирном доме определен частью 1 статьей 36 ЖК РФ, а также пунктом 2 Правил № 491 и является исчерпывающим.

В состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории не входят. То есть, обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному освещению ЖК РФ, Правила № 491 прямо не содержат.

В соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г.

№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о МСУ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц).

В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона о МСУ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ).

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 45.1 Закона о МСУ вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений могут быть урегулированы Правилами благоустройства территории муниципального образования.

Минстрой России в Письме от 18.09.2017 № 33418-АЧ/04 «Об организации ремонта уличного (дворового) освещения» отмечает, что в соответствии с п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 и п. 25 ч. 1 ст.

16 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц).

 В связи с этим организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления.

Единственно возможным случаем возложения таких обязанностей и расходов по уличному освещению будут случаи, когда в совокупности совпадут все следующие условия:

  • земельный участок придомовой территории сформирован и находится в собственности у собственников помещений МКД;

  • уличное освещение включено в проектную документацию и инженерные сети строились за счет участников долевого строительства данного МКД и переданы собственникам в составе общего имущества МКД;

  • указанное уличное освещение выполняет функции по освещению придомовой территории только одного многоквартирного дома.

Таким образом, исходя из буквального толкования норм закона, если элементы уличного освещения не входят в состав общего имущества МКД, то есть, при отсутствии вышеперечисленных условий, возложение на собственников, читай -на управляющую организацию, расходов по уличному освещению МКД противоречит закону. Хотя имеется и обратная правоприменительная практика судов, которая не гарантирует в частном случае решения в пользу УО.

Судебная практика по спорам по возложению обязанностей уличного освещения МКД следующая.

Решение Оренбургского областного суда (оставлено в силе АО ВС РФ от 3 октября 2018 г. № 47-АПГ18-4):

«Из системного толкования изложенных норм следует, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, фасады, подъезды, строения и адресные таблица (указатель наименования улицы, номера дома, подъезда квартир) на домах в вечернее время суток должны быть освещены и соблюдение установленных требований должны нести собственники имущества.

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 сентября 2017 года № 33418-АЧ/04 не может стать основанием для удовлетворения требований административного истца, поскольку из смысла этого письма следует, что на органы местного самоуправления возложена обязанность организации уличного освещения, то есть освещения мест, которые не находится в долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.

Вместе с тем, пункт 5.5.8 оспариваемых Правил благоустройства предусматривает обязанность собственников и управляющих компании обеспечивать наружное освещение «дворовых территорий».

В пункте 2.

23 Правил дано определение «отведенной территории» как части территории города, предоставленной в установленном порядке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам на праве собственности, аренды, ином праве пользования

Пункт 2.

32 Правил содержит определение понятия «придомовой территории» – территория, отведенная в установленном порядке под жилой дом (здание, сооружение), в том числе внесенная в технический паспорт жилого дома (здания, сооружения), и связанные с ним хозяйственные и технические сооружения, и включающая в себя: территорию под жилым домом (зданием, сооружением); проезды и тротуары; озелененные территории; игровые площадки для детей; площадки для отдыха; спортивные площадки; площадки для временной стоянки транспортных средств; площадки для хозяйственных целей; площадки, оборудованные для сбора твердых коммунальных отходов; другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома (здания, сооружения) (пункт 2.31).

В пункте 2.

32 определено, что относится к «прилегающей территории» – территория, непосредственно примыкающая к границам земельного участка, здания, сооружения, жилого дома, ограждения, строительной площадке, торговым объектам (стационарным, нестационарным), объектам организации общественного питания, инженерным сетям и иным объектам, находящимся в собственности, владении, пользовании у юридических или физических лиц, индивидуальных предпринимателей, с газонами, малыми архитектурными формами, иными объектами благоустройства и озеленения (пункт 2.32).

ЖК РФ в п. 4 ч.

1 статьи 36 относит к общему имуществу собственников многоквартирного дома земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Таким образом, понятия «дворовая территория» ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит, не дано этому понятию определения также в утвержденных обжалуемым решением Правилах благоустройства.

Отсутствие четкого определения, какой земельный участок относится к «дворовой территории» не отвечает критерию формальной определенности правовой нормы, допускает неоднозначное толкование правовых понятий, а потому дает возможность свободного (расширительного) толкования этого термина, и, как следствие, возложение на собственников обязанности по организации освещения территории, которая им не принадлежит».

Впечатление от вышеприведенного судебного решения двоякое. Вроде бы не соответствующие вышестоящему закону и содержащие неясности в толковании нормы муниципального нормативного акта отменили.

Однако суд не осмелился сказать, что данные обязанности должны быть возложена на ОМСУ в силу закона, а предпочел витиевато обосновать, что причина принятия решения о незаконности НПА совсем не в этом. И Письмо Минстроя РФ, как раз основанное на нормах жилищного законодательства, в решении отмел на раз.

То есть, и нашим – вроде бы, и вашим… Ладно, хоть отменили незаконные нормы Правил благоустройства – и на том спасибо.

Апелляционное определение ВС РФ по делу: 

«Руководствуясь позицией, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при отсутствии четкого определения, какой именно земельный участок относится к дворовой территории, нельзя сделать однозначный вывод о том, что сети наружного освещения дворовой территории входят в состав общего имущества многоквартирного дома, поэтому возложение бремени по организации освещения дворовой территории и содержанию необходимого для этого имущества будет возложено на лиц, которым эти территория и имущество не принадлежат».

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26 октября 2017 г.

по делу № 33-18622/2017: «Вместе с тем, установив наличие у ТСЖ «Зональное» указанного в выписке из ЕГРЮЛ основного вида его деятельности «управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе», суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что в обязанности ТСЖ входит проведение работ по организации освещения внутриквартальной территории. При этом суд не учел положения подп. «б» и «з» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, которым содержание общего имущества включает в себя обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; а также их текущий и капитальный ремонт.

На ошибочность выводов суда прямо указывает подпункт «е» пункта 2 названного Постановления, согласно которому в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства».

По указанному делу принято новое решение, которым удовлетворены исковые требования прокурора Дзержинского района г.

Нижнего Тагила Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил Свердловской области о возложении обязанности по организации освещения улиц около МКД.

 Однако судебные акты по искам РСО к ОМСУ о взыскании расходов на уличное освещение МО в основном отрицательные для РСО. 

По материалам блога Бурмистр.ру.

Источник: https://xn----ctbinhejpbubkeiwf.xn--p1ai/novosti-gkh/article_post/osveshcheniye-pridomovoy-territorii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.