К субъектам обладающим общей компетенцией относятся

Учебник Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор О. М. Олейник москва юристъ

К субъектам обладающим общей компетенцией относятся

1. /Олейник 2-й т..docУчебник Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор О. М. Олейник москва юристъ

Субъектами внешнеэкономической деятельности являются субъекты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, а также субъекты, ведущие предпринимательскую деятельность во внешнеэкономической сфере.

Некоторые субъекты обладают общей компетенцией в этой области, а другие обладают специальной компетенцией в определенных вопросах.

К субъектам, обладающим общей компетенцией, относятся Президент РФ, Правительство РФ, а также Министерство экономического развития и торговли РФ.

Ст. 6 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» Они реализуют права Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности. Перечень этих прав дан в ст. 6 Федерального закона от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»*.

* СЗРФ. 1995. №42. Ст. 3923.В ведении Российской Федерации находятся:

  1. формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики Российской Федерации;…
  2. государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом;…
  3. заключение международных договоров Российской Федерации в области внешних экономических связей…

Для реализации полномочий Российской Федерации Президент РФ наделяется соответствующей компетенцией в области:

  • регулирования сотрудничества в военно-технической области;
  • определения порядка вывоза драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющих материалов.

К ведению Правительства РФ относятся:

  • принятие мер по защите внутреннего рынка РФ от неблагоприятных последствий импорта;
  • определение величины ставок таможенного тарифа;
  • установление количественных ограничений экспорта и импорта.

Министерство экономического развития и торговли РФ в пределах своей компетенции осуществляет функции:• по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и соответствующих органов власти субъектов РФ;• по обеспечению проведения расследований, предшествующих введению специальных защитных мер;• государственного заказчика по экспортно-импортным операциям в области военно-технического сотрудничества*.* См. постановление Правительства РФ от 1 декабря 2000 г. № 990 «Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 1 (Часть II). Ст. 125.Определенной компетенцией в области внешнеэкономической деятельности обладают субъекты РФ. В компетенцию субъектов РФ в соответствии с законодательством входит право на осуществление внешнеэкономических связей в торгово-экономической, научно-технической и прочих областях. Реализуют эти полномочия соответствующие органы власти субъектов РФ. В этих целях они могут заключать различные соглашения с иностранными партнерами. Однако такие соглашения не являются международными договорами*.* См. Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» // СЗРФ. 1999. №2. Ст. 231.

К субъектам, регулирующим внешнеэкономическую деятельность и обладающим специальной компетенцией, относятся:

Государственный таможенный комитет РФ, который непосредственно руководит таможенным делом*;Министерство финансов РФ, обеспечивающее организацию контроля за проведением валютных операций, а также осуществляющее иные функции в пределах своей компетенции**;Комиссия Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике ***. К функциям Комиссии относится подготовка предложений для Правительства РФ по вопросам установления и изменения ставок таможенных пошлин, внесения изменений в товарную номенклатуру, изменения схемы преференций, введения защитных мер. * См. Указ Президента РФ от 25 октября 1994 г. № 2014 «Об утверждении Положения о Государственном таможенном комитете Российской Федерации» //СЗ РФ. 1994. № 27. Ст. 2855.** См. Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2000. № 21. Ст. 2168. *** См. постановление Правительства РФ от 17 июля 1997 г. № 890 «Об утверждении Положения о Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике и ее состава» // СЗ РФ 1997. № 29. Ст. 3546 (с изм. и доп.).

Субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность во внешнеэкономической сфере, т.е. хозяйствующих субъектов, также можно подразделить на два вида. К первому виду можно отнести хозяйствующих субъектов, экспортирующих свою продукцию, работы, услуги или импортирующих что-либо для собственных нужд. Ко второму виду следует отнести хозяйствующих субъектов, осуществляющих посредническую деятельность. Одна и та же организация может и самостоятельно вести внешнеэкономическую деятельность и действовать в качестве посредника.

Особым статусом обладают организации, созданные в качестве государственного посредника. Такими организациями являются государственные унитарные предприятия «Промэкспорт», государственная компания «Росвооружение», «Российские технологии».

Они выполняют посреднические функции в сфере экспорта (импорта) продукции, информации, работ, услуг военного назначения, вооружения и военной техники. Функции посредника в этой области осуществляет, в частности, государственная компания «Росвооружение».

«Росвооружение» на основе договора комиссии с предприятиями-производителями заключает внешнеторговые экспортные контракты.

Кроме экспорта и импорта всех видов вооружений и военной техники, «Росвооружение» может осуществлять инвестирование капитала за рубежом, создавая, в частности, ремонтные базы, лизинговые, транспортные и иные формы.

Правовой статус государственной компании «Росвооружение» имеет некоторые особенности по сравнению с правовым статусом других субъектов внешнеэкономической деятельности, осуществляющих ее в качестве посредников.

«Росвооружение» не только ведет предпринимательскую деятельность как посредник во внешнеэкономических отношениях, но и защищает интересы государства при определении контрактных цен на экспортную продукцию, а также представляет Правительству отчет о валютно-финансовых операциях.

Субъектами внешнеэкономической деятельности являются также предприятия, занимающиеся посреднической деятельностью в тех сферах внешнеэкономической деятельности, где не требуется специальной регистрации. Такие посредники могут непосредственно связывать клиентов между собой путем поиска наиболее выгодных партнеров по внешнеторговым операциям, заключать внешнеторговые контракты в соответствии с договором комиссии, действовать от своего имени и за свой счет, занимаясь экспортно-импортными операциями и другой внешнеэкономической деятельностью. И посредники, и предприятия, ведущие деятельность через посредников, являются субъектами внешнеэкономической деятельности.

Следует отметить, что не только государственные предприятия могут осуществлять внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения. В случаях, предусмотренных законодательством, такую деятельность могут вести и иные хозяйствующие субъекты. Для этого они должны получить разрешение на такую деятельность, затем представить соответствующие документы в Министерство экономического развития и торговли для внесения в реестр. После внесения организации в реестр ей выдается свидетельство о праве осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Такой порядок предусмотрен постановлением Правительства РФ от 21 февраля 1998 г. № 244 «Об утверждении Положения о реестре организаций Российской Федерации, имеющих право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения»*. *СЗ РФ. 1998. № 9. Ст. 1119 (с изм.).Таким образом, можно сказать, что для хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения, установлен особый регистрационный режим.И посредники, и организации, самостоятельно ведущие внешнеэкономическую деятельность, являются субъектами внешнеэкономической деятельности.

Источник: https://ex.kabobo.ru/docs/202000/index-2862-1.html?page=33

Предпринимательское право России

К субъектам обладающим общей компетенцией относятся

⇐ Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Субъекты (участники) внешнеэкономической деятельности — это любые российские лица и иностранные лица, а также публичные образования (Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования), осуществляющие в установленном законом порядке внешнеэкономическую деятельность.

Глава 3 Закона о внешнеторговой деятельности также называет среди участников внешнеторговой деятельности указанных лиц и публичные образования (ст. 10, 11).

Таким образом, в числе субъектов внешнеэкономической деятельности следует выделить две группы субъектов: 1) физические и юридические лица; 2) публичные образования.

Причем публичные образования осуществляют внешнеэкономическую (равно и внешнеторговую) деятельность только в случаях, установленных федеральными законами. В этом качестве они (образования) действуют как субъекты гражданского права (гл. 5 ГК).

Вместе с тем публичные образования могут быть участниками внешнеэкономических отношений в ином качестве, когда они имеют не частный, а публичный интерес участия во внешнеэкономических связях.

В данном случае они реализуют соответствующий публичный интерес способами, не связанными с участием в гражданском обороте в качестве субъектов гражданского оборота.

Особый статус имеет государство, поскольку обладает суверенитетом, который основан на его иммунитете.

Следовательно, участие государства, субъектов Федерации, муниципальных образований во внешнеэкономических отношениях в качестве публичных образований, реализующих свои публичные интересы, нельзя приравнивать структуру субъекту внешнеэкономической деятельности. Поэтому мы предлагаем использовать два термина: «субъект внешнеэкономической деятельности» и «участник внешнеэкономических отношений».

Теперь несколько подробно рассмотрим отдельные виды субъектов внешнеэкономической деятельности. К российским лицам относятся правоспособные физические лица, в том числе лица, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность (ст. 23 ГК). В соответствии с п. 23 ст.

2 Закона о внешнеторговой деятельности российское физическое лицо является участником внешнеторговой деятельности, если оно (лицо) имеет постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, является гражданином или имеет право постоянного проживания в Российской Федерации.

Российское юридическое лицо — это организация, созданная в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (гл. 4 ГК).

Иностранное физическое лицо — иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяются по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором данные лица имеют постоянное место жительства.

Соответственно к иностранным коллективным образованиям относятся юридические лица и организации в иной организационно-правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены (ст.

1 Закона об экспортном контроле). Таким иностранным лицом (организацией), имеющим ограниченную гражданскую правоспособность, необходимую для участия во внешнеэкономической деятельности, являются, например, американские партнерства (partnership).

Особое место в системе субъектов внешнеэкономической деятельности занимают международные организации, которые, с одной стороны, являются юридическими лицами, с другой — их гражданская правоспособность существенным образом отличается от иных коллективных образований. Согласно ст.

3 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. международные организации являются субъектами международного права.

Международные организации обладают международной правоспособностью с момента ее учреждения.

Все субъекты внешнеэкономической деятельности можно подразделить на отдельные виды с учетом их регистрации, организационно-правовой формы, количества участников, территории, содержания деятельности и др. Так, в зависимости от соотношения государственной принадлежности и территории нахождения субъекты внешнеэкономической деятельности могут быть квалифицированы в качестве резидентов и нерезидентов.

В силу пп. 6 п. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании:

резиденты — это:

  1. физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
  2. постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Нерезидентами являются:

  1. физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подп. «а» и «б» п. 6 ч. 1;
  2. юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
  3. организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
  4. аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
  5. межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
  6. находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в пп. «б» и «в» п. 7;
  7. иные лица, не указанные в п. 6 ч. 1 ст. Закона о валютном регулировании.

С учетом числа участников внешнеэкономических отношений субъекты подразделяются на индивидуальные и коллективные. В свою очередь, коллективные образования разделяются на юридические лица и иные организации с ограниченной правоспособностью. Среди юридических лиц выделяют коммерческие и некоммерческие организации.

Перечень видов субъектов внешнеэкономической деятельности можно продолжить, используя при этом разные критерии классификации.

Объектами внешнеэкономической деятельности являются товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной собственности, включая исключительные права на них.

В зависимости от объекта выделяют внешнеторговую деятельность, международное производственное сотрудничество и кооперацию, международную инвестиционную, лизинговую деятельность и др.

Внешнеторговая деятельность также неоднородна: с точки зрения объекта может быть подразделена на деятельность по обмену товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной собственности, включая исключительные права на них.

В соответствии с п. 26 ст. 2 Закона о внешнеторговой деятельности товар — движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река — море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии.

Транспортные средства, используемые по договору о международных перевозках, не рассматриваются в качестве товара.

Наряду с внешнеторговой деятельностью в составе внешнеэкономической деятельности некоторые авторы выделяют финансовую деятельность, осуществляемую с использованием финансовых средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и камней.

Классификацию объектов внешнеэкономической деятельности можно продолжить в зависимости от дифференциации имущества, работ, услуг и результатов интеллектуальной собственности. При этом, на наш взгляд, следует использовать некоторые общероссийские классификаторы (например, основных фондов, валют, услуг населению, продукции),

Источник: https://isfic.info/kommers/pred90.htm

Субъекты внешнеэкономической деятельности, обладающие общей компетенцией

К субъектам обладающим общей компетенцией относятся

К субъектам, обладающим общей компетенцией, относятся Президент РФ, Правительство РФ, а также Министерство экономического развития и торговли РФ.

Они реализуют права РФ в области внешнеторговой деятельности.

Президент РФ в этих целях наделяется следующими полномочиями:

– определяет основные направления торговой политики РФ;

– определяет порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ драгоценных металлов и драгоценных камней;

– устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия РФ в международных санкциях;

– осуществляет иные полномочия.

К ведению Правительства РФ относится:

– введение специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер при осуществлении внешней торговли товарами, а также применение иных мер для защиты экономических интересов РФ;

– установление ставок таможенного тарифа;

– введение количественных ограничений экспорта и импорта товаров и определение порядка их применения;

– установление разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров в целях защиты национальных интересов и формирование перечня этих товаров;

– определение порядка лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядка формирования и ведения федерального банка выданных лицензий;

– определение перечня отдельных видов товаров, за экспортом и (или) импортом которых устанавливается наблюдение, и порядка наблюдения за их экспортом и (или) импортом;

– принятие решения о введении в качестве ответных мер ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в отношении иностранных государств;

– определение порядка ввоза в РФ и вывоза из РФ делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ;

– установление порядка вывоза из РФ товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну;

– утверждение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Министерство экономического развития и торговли РФ*(1143) в пределах своей компетенции осуществляет функции в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В этих целях на него возлагается руководство и контроль за деятельностью Федеральной таможенной службы.

Министерство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товара.

Необходимо указать, что это министерство является органом государственной власти, выдающим лицензии на совершение экспорта (импорта) товаров, оборот которых подлежит лицензированию, на него возлагается формирование федерального банка выданных лицензий.

На министерство возложена выдача и регистрация разрешений на экспорт и (или) импорт при введении наблюдения за экспортом и (или) импортом.

Определенной компетенцией в области внешнеэкономической деятельности обладают субъекты РФ.

В компетенцию субъектов РФ в соответствии с законодательством входит право на осуществление внешнеэкономических связей в торгово-экономической, научно-технической и иных областях. Реализуют эти полномочия соответствующие органы власти субъектов РФ.

В этих целях они могут заключать различные соглашения с иностранными партнерами. Однако такие соглашения не подпадают под действие международного публичного права*(1144).

Субъекты, обладающие специальной компетенцией

К субъектам, регулирующим внешнеэкономическую деятельность и обладающим специальной компетенцией, относятся:

Федеральная таможенная служба, которая осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля*(1145);

Министерство финансов РФ разрабатывает государственную политику и нормативно-правовое регулирование в отношении валютных операций, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, а также осуществляет иные функции в пределах своей компетенции*(1146).

Специальной компетенцией также обладают различные федеральные службы и комиссии, наделяемые полномочиями по регулированию отдельных направлений в сфере внешнеэкономической деятельности.

В качестве примера можно привести Федеральную службу по техническому и экспортному контролю, которая, в частности, осуществляет контроль за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательных и иных нормативных правовых актов РФ в области экспортного контроля*(1147).

Хозяйствующие субъекты

Субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность во внешнеэкономической сфере, т.е. хозяйствующих субъектов, также можно подразделить на два вида.

К первому виду можно отнести хозяйствующих субъектов, экспортирующих свою продукцию, работы, услуги или импортирующих что-либо для собственных нужд или реализации. Ко второму виду следует отнести хозяйствующих субъектов, осуществляющих посредническую деятельность в этой сфере.

Одна и та же организация может и самостоятельно вести внешнеэкономическую деятельность, и действовать в качестве посредника.

В то же время следует учитывать, что законодатель установил особые правила в отношении экспорта некоторых видов товаров – речь идет о вооружении и продукции военного назначения. В отношении этих товаров посреднические функции могут выполнять только государственные унитарные предприятия, наделенные такими полномочиями.

Особым статусом обладают некоторые государственные унитарные предприятия. Такими организациями являются, в частности, ФГУП “Рособоронэкспорт”, ФГУП “Российская самолетостроительная корпорация “МиГ”*(1148).

Они могут осуществлять при наличии соответствующих разрешений экспорт продукции, информации, работ, услуг военного назначения, вооружения и военной техники. Функции посредника в этой области осуществляет, в частности, государственная компания “Рособоронэкспорт”*(1149).

“Рособоронэкспорт” на основе договора комиссии с предприятиями-производителями заключает внешнеторговые экспортные контракты на поставку такой продукции.

Кроме экспорта и импорта всех видов вооружений и военной техники, “Рособоронэкспорт” может осуществлять инвестирование капитала за рубежом, создавая, в частности, ремонтные базы, лизинговые, транспортные и иные фирмы.

Правовой статус государственной компании “Рособоронэкспорт” имеет некоторые особенности по сравнению с правовым статусом других субъектов внешнеэкономической деятельности, осуществляющих ее в качестве посредников. “Рособоронэкспорт” не только ведет предпринимательскую деятельность как посредник во внешнеэкономических отношениях, но и защищает интересы государства при определении контрактных цен на экспортную продукцию.

Субъектами внешнеэкономической деятельности являются также предприятия, занимающиеся посреднической деятельностью в тех сферах внешнеэкономической деятельности, где не требуется специальной регистрации.

Такие посредники могут непосредственно связывать клиентов между собой путем поиска наиболее выгодных партнеров по внешнеторговым операциям, заключать внешнеторговые контракты в соответствии с договором комиссии, действовать от своего имени и за свой счет, занимаясь экспортно-импортными операциями и другой внешнеэкономической деятельностью.

И посредники, и предприятия, ведущие деятельность через посредников, являются субъектами внешнеэкономической деятельности, на которых распространяется государственное регулирование в этой области.

Следует отметить, что не только государственные предприятия могут осуществлять внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения. В случаях, предусмотренных законодательством, такую деятельность могут вести и иные хозяйствующие субъекты.

Для этого они должны получить разрешение уполномоченного государственного органа на осуществление экспорта, затем представить соответствующие документы в Министерство экономического развития и торговли РФ для внесения в реестр.

После внесения организации в реестр ей выдается свидетельство о праве на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Такой порядок предусмотрен постановлением Правительства РФ от 21 февраля 1998 г.

N 244 “Об утверждении Положения о реестре организаций Российской Федерации, имеющих право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения”*(1150).

Обратим внимание, что вид экспортируемой или импортируемой продукции обусловливает особые требования, предъявляемые к субъектам внешнеэкономической деятельности.

В подтверждение этого можно указать на осуществление экспортно-импортных операций с лекарственными средствами и фармацевтическими субстанциями.

Осуществлять деятельность в отношении этой продукции могут либо производители лекарственных средств, либо хозяйствующие субъекты, осуществляющие оптовую торговлю лекарственными средствами*(1151).

Таким образом, можно сказать, что для хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеторговую деятельность в отношении некоторых видов продукции, установлен особый режим осуществления внешнеэкономической деятельности.

Источник: https://infopedia.su/6x1ba0.html

Признаки субъектов предпринимательского права

К субъектам обладающим общей компетенцией относятся

Предпринимательское право представляет собой совокупность правовых норм, целью которых является управление предпринимательскими отношениями, а также связанными с ними некоммерческими отношениями и государственным регулированием экономики.

Субъекты предпринимательства

Определение 1

Субъектами предпринимательского права являются лица, непосредственно ведущие коммерческую деятельность.

Также к субъектам предпринимательского права относится Российская Федерация, её субъекты (края, области, республики) и муниципальные образования.

В функции последних входит управление, регулирование и создание условий для предпринимательской деятельности. В тоже время распространена точка зрения, что Россия и её субъекты также осуществляют предпринимательскую деятельность.

Субъекты предпринимательских правоотношений всегда конкретны и известны. Они наделены субъективными правами и юридическими обязанностями в сфере ведения хозяйственной деятельности.

ГК РФ даёт определение субъектам предпринимательской деятельности в статьях 25 и 50. В статье 25 говорится о предпринимательской деятельности граждан, а в статье 50 – о коммерческих и некоммерческих организациях.

В данных статьях дается определение хозяйствующего субъекта как коммерческих организаций (отечественных и зарубежных), их объединений (союзы или ассоциации) и некоммерческих организаций. Исключением являются не занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели.

Таким образом, субъектом предпринимательского права является лицо, которое может быть участником предпринимательских правоотношений в силу присущих ему признаков.

Признаки субъектов предпринимательства

К признакам субъекта предпринимательского права относятся следующие критерии.

Комплексная правосубъектность как возможность участвовать как в гражданских, так и в публичных правоотношениях. При этом следует отличать правосубъектность от хозяйственной компетенции. Правосубъектность отличается следующими признаками:

  • правосубъектностью – то есть правоспособностью и дееспособностью, которой обладают граждане, юридические лица и публичные образования. В свою очередь органы государственной и муниципальной власти и органы юридического лица обладают хозяйственной компетенцией.
  • содержание правосубъектности – это субъективные права и обязанности, которые приобретаются лицом при наличии соответствующих юридических оснований. При этом содержанием компетенции являются полномочия, а именно право действовать от имени субъекта, который наделил полномочиями. В то же время, в содержание компетенций входит одновременно и обязанность действовать от имени и в интересах субъекта, органом которого является.
  • права и обязанности, составляющие правосубъектность, не могут быть переданы. Поскольку отчуждаться могут субъективные права, но не права как элементы правоспособности. Как правило, полномочия, составляющие хозяйственную компетенцию, могут передаваться другим органам в случаях предусмотренных законодательством и учредительной документацией.

Наличие обособленного имущества, которым владеет хозяйствующий субъект по праву собственности. Унитарное предприятие в свою очередь владеет по праву хозяйственного ведения или хозяйственного управления

Ответственность за имущество является самостоятельной. При этом следует учитывать, что для субъекта предпринимательского права наличие обособленного имущества является основой его самостоятельной имущественной ответственности.

Сочетание ведения предпринимательской деятельности с её руководством, регулированием и с функцией собственника имущества.

Легитимизация как узаконивание юридического статуса субъекта предпринимательского права. С этой целью происходит регистрация хозяйствующего субъекта и приобретение статуса юридического лица, предпринимателя.

При этом в дополнительной легитимизации не нуждается Российская Федерация и республики входящие в неё, поскольку их статус определён Конституцией РФ и конституциями республик. Статус краёв и областей определяется в соответствии с 68 ст. Конституции РФ уставами регионов.

Уставы регионов утверждаются местными законодательными органами. Легитимизация же муниципальных образований происходит через разработку и принятие собственного устава, принятого непосредственно местным населением или работающим представительным органом муниципалитета.

В свою очередь Устав регистрируется в установленном законом порядке.

Наличие хозяйственной компетенции как совокупности прав и обязанностей, которыми хозяйствующий субъект наделён, что определяется законом, учредительными документами, а в отдельных случаях и специальной лицензией. Выделяют общую, специальную, ограниченную и исключительную компетенцию:

  1. Специальная компетенция предусматривает законодательное закрепление цели деятельности хозяйствующих субъектов в учредительных документах. Хозяйствующие субъекты таким образом могут получить права, которые должны соответствовать целям деятельности о которых заявлено в уставе. И хозяйствующие субъекты исполняют обязанности, связанные с этой деятельностью. К субъектам специальной компетенции относят государственные и муниципальные унитарные предприятия и некоммерческие организации.
  2. Общая компетенция является возможностью для субъектов иметь соответствующие права и исполнять обязанности для осуществления в рамках закона своей предпринимательской деятельности. Согласно статья 49 ГК РФ общей компетенцией могут обладать коммерческие организации. Исключением являются государственные и муниципальные унитарные предприятия и иные виды организаций.
  3. Ограниченной компетенцией владеет субъект, самостоятельно ограничивший свою хозяйственную компетенцию в соответствующей учредительной документации. Если же субъект нарушил ограничения, заложенные в принятых документах, то совершенные в противоречие с деятельностью, сделки могут быть признаны судом недействительными. Подобные случаи рассматриваются в статье 173 ГК РФ.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/priznaki_prava/priznaki_subektov_predprinimatelskogo_prava/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.