Государство как субъект предпринимательской деятельности

Роль государства как субъекта предпринимательского процесса

Государство как субъект предпринимательской деятельности

                                                 С О Д Е Р Ж А Н И Е:

Введение………………………………………………………………………..3

I Роль государства как субъекта предпринимательского процесса………..4

1 . 1. Понятие государственного предпринимательства…………………….4

1. 2. Участие  государства в субъектах экономической деятельности…..7

II Государственная поддержка малого предпринимательства.

 Формы и виды…………………………………………………………………15

    1. Основы государственной поддержки малого бизнеса…………………….15

2.2. Формы и методы поддержки предпринимательства………………….20

Заключение……………………………………………………………………..23

Список использованной литературы………………………………………….24

Введение

      Предпринимательство — это особый вид экономической активности, под которой  понимается целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли, и, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

       Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

       Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: «Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения.

Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия.

»

I Роль государства как субъекта предпринимательского процесса

1 . 1. Понятие государственного предпринимательства

  Можно выделить два основных способа управляющего воздействия на предприятия и их объединения.

1. Государственное регулирование, которое включает установление нормативной базы рыночной экономики (“правил игры”) и применение косвенных, экономических методов

управления по отношению к предприятиям всех форм собственности (включая государственные) .

2. Государственное предпринимательство, то есть непосредственное воздействие на управление предприятиями и их объединениями, когда государство выступает в качестве

собственника имущества или пакета акций акционерных обществ (АО).

  К числу организационно-правовых форм, в которых функционируют государственные предприятия и предприятия с государственным капиталом, относятся казенные предприятия (казенный завод, фабрика, хозяйство), государственные коммерческие предприятия, АО со 100-процентным государственным капиталом, а также АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет или золотая акция. Одновременно требуют регламентации взаимоотношения между органами государственного управления и новыми формами объединения предприятий – холдингами и финансово-промышленными группами. Необходима также конкретизация такой формы отношений, как передача акций, принадлежащих государству, в доверительную собственность (траст).

     При переходе к рыночной экономике её главным регулятором становится рынок, который экономически, законами спроса и предложения, определяет развитие общественно-необходимого производства, цену товара, его качество, потребительские свойства, даёт импульс развитию научно-технического прогресса и в тоже время гасит ненужное, нерентабельное, неконкурентоспособное производство.

Рынок воздействует тем самым на интересы предпринимателей, заставляет их улучшать производство, качество товара. Конкуренция предпринимателей понуждает их снижать затраты на производство и соответственно цены.

В этом смысле воздействие на экономику с помощью интереса оказывается более существенным, нежели в условиях административно-командной системы, где главным способом воздействия выступали директивные команды государственного руководства хозяйства на основе планов, а экономические меры находились на втором месте.

Надо сказать, что государственное всеобъемлющее руководство экономикой имеет в принципе большие возможности заставить производство развиваться в определённом направлении. Государство может способствовать решению макрозадач путём сосредоточения усилий на избранном направлении.

   Одной из форм государственного предпринимательства являются казённые предприятия. “Казенными” называются предприятия (заводы, фабрики, хозяйства), принадлежащие “казне”, то есть государственные предприятия.

   Они находятся под прямым государственным управлением по вопросам производства (директивное планирование, задания) , политики цен, финансов, материального стимулирования персонала.

 Казенные предприятия не вправе отказаться от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. Соответственно они обязаны заключать конкретные договоры с организациями – потребителями товаров или услуг.

 Имущество казенного предприятия закрепляется за ним на праве оперативного управления.

   Одновременно государство принимает на себя ответственность по обязательствам этой категории предприятий и оказывает им необходимую финансовую помощь, защищает от банкротства, предоставляет льготы по госзакупкам и др.

Следовательно, рассматриваемые предприятия представляют собой фактически бюджетные организации и исключаются из рыночной системы ведения хозяйства, хотя и испытывают определенное ее влияние.

  Нормальное функционирование казенных предприятий поддерживается жесткой дисциплинарной ответственностью, но едва ли они смогут претендовать на достаточно высокую экономическую эффективность. Расходы по их содержанию составят весомую часть государственного бюджета.

    Из сказанного вывод: что, по меньшей мере: -численность казенных предприятий необходимо свести к разумному минимуму; -применительно к ним целесообразно разработать специальную систему управления.

   Первая проблема выходит за рамки статьи, а вторая составляет ее основу.

   Казалось бы, решение проблемы управления казенными предприятиями можно найти на путях заимствования опыта управления государственными предприятиями в развитых странах.

   Однако в разных странах он различен и учитывает конкретные особенности данной страны. Поэтому предложения о перенесении на российскую почву соответствующего опыта США или Франции едва ли приемлемы. Необходимо самостоятельно вписаться в существующую систему органов управления и учитывать собственный исторический опыт.

    И, наверное, единственной общей чертой управления государственными предприятиями во всех странах является осуществление этого управления соответствующими министерствами или (наряду с министерствами) специальными постоянно действующими комиссиями (например, федеральная комиссия по атомной энергии в США).

1. 2. Участие  государства в субъектах экономической деятельности

    Современная мировая экономика характеризуется повышением роли конкурентной борьбы на межгосударственном уровне, что требует от каждой страны максимальной оптимизации национальной экономической модели.

С одной стороны, она должна предусматривать надежную защиту экономики государства и, обеспечиваемые за счет нее, определенные условия жизни и безопасности граждан этого государства от неблагоприятных воздействий как внутреннего, так и внешнего характера.

С другой — предоставлять достаточную свободу всем участникам экономического процесса, что является необходимым условием поддержания необходимых для конкурентоспособности темпов экономического развития. С точки зрения участия государства в экономических рисках, эти два условия требуют абсолютно разных решений.

Первое — жесткую систему госуправления, второе — максимальную экономическую свободу. Поэтому при построении национальной экономической модели одним из наиболее важных является определение рисков, которые государство принимает на себя и участвует в управлении ими, т.е. на деятельность каких групп хозяйствующих субъектов и в какой степени оно готово влиять и нести за это ответственность.

При этом диапазон возможных решений достаточно велик и определяется всем многообразием организационно-правовых форм организаций, предусмотренных действующим законодательством. Объемы частного и государственного секторов определяют соответственно динамизм развития и устойчивость национальной экономики. Оптимизация их соотношения является основой конкурентоспособности национальных моделей в мировой экономике.

    Основной задачей субъектов, осуществляющих экономическую деятельность в частном секторе является получение максимальной выгоды для одного или группы физических лиц, объединившихся с этой целью на договорной основе.

Государственный сектор экономики является одним из инструментов, посредством которого власть выполняет обязательства, возложенные на нее в соответствии с законодательством страны.

Состав таких обязательств, в основном, определяется задачами, общественная значимость которых признается особо важной и не допускает значений рисков, характерных для частного сектора.

   По сравнению с государственным, частный сектор обладает целым рядом преимуществ, из которых особо хотелось бы отметить следующие: – более высокая динамика компенсации спонтанно возникающих дисбалансов спроса и предложения; – более высокая динамика инновационных процессов, являющаяся следствием более высокого уровня допустимых рисков; – более высокая динамика оптимизации микроэкономических (и, как следствие, макроэкономических) процессов с целью минимизации издержек; – более высокий уровень мотивации деловой активности как юридических, так и физических лиц.

    В то же время частный сектор является носителем существенно больших чем в госсекторе рисков.

    Учитывая позиции, с которых к вопросу прибыльности и рисков подходят государство и частный предприниматель, можно сказать о том, что для госсектора наиболее предпочтительна работа в условиях жесткого регулирования со стороны государства (директивной или плановой экономики), а для частного – в условиях максимальной либерализации экономических отношений (рыночной экономики). С точки зрения динамики развития общества, частный сектор выглядит более предпочтительным, в то время как государственный характеризуется большей защищенностью от возможных неблагоприятных изменений экономической ситуации. 

     Поэтому представляется выгодным определить минимально необходимый объем государственного сектора, а все остальное экономическое пространство предоставить частному предпринимательству.

     Госсектор должен обеспечивать выполнение государством взятых на себя обязательств, а значит, и гарантировать минимальный объем экономической деятельности в стране, при котором возможно выполнение этих обязательств. Представляется вполне уместным охарактеризовать этот объем как “порог экономической безопасности страны”.

     В части выполнения взятых на себя обязательств государство должно быть представлено казенными предприятиями.

 К такому выводу можно придти, если руководствоваться следующими соображениями: объем и качество товаров и услуг, предоставляемых государством гражданам в ходе исполнения взятых на себя обязательств, не должны зависеть от прибыльности их производства.

Это соответствует принципу минимизации рисков (максимальной гарантии исполнения) по тем функциям, которые граждане передали государству.

     Минимальный объем экономической деятельности, который государство должно поддерживать в кризисных ситуациях (“порог экономической безопасности страны”), не может быть обеспечен только казенными предприятиями, мощности которых рассчитаны для использования в иной экономической ситуации (не кризисной). Иначе в условиях нормального функционирования экономики часть казенных предприятий будут использовать дефицитные ресурсы менее эффективно, чем это могли бы сделать частные предприятия и, как следствие,  реальный ВНП страны будет ниже своего потенциального объема.

        Все множество субъектов экономической деятельности можно разделить на три группы. В первую входят организации, имущественно земельный комплекс (ИЗК) которых находится в частной собственности и управляемые с позиций рыночной экономики (частные организации всех организационно-правовых форм).

Во вторую — организации, ИЗК которых находится в госсобственности и управление которыми осуществляется с позиций директивной экономики (казенные предприятия).

Третью группу должны составлять организации, ИЗК которых находится в госсобственности, а управление осуществляется с позиций директивной или рыночной экономики в зависимости от изменения экономической ситуации.

Совокупность второй и третьей групп должна обеспечивать тот самый минимальный объем экономической деятельности, который государство считает необходимым поддерживать в кризисных ситуациях. Но, если первые две группы имеют достаточно ясные очертания, то третья, назовем ее “переходной”, требует особого рассмотрения.

       Основу такой группы могут составить государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, (ГУП) и частные организации, которым государственные предприятия передаются на правах аренды (АП) .

Это представляется целесообразным с точки зрения повышения оперативности и минимизации издержек при изменении характера управления предприятиями “переходной” группы.

Очевидно, передавая имущество на правах аренды, государство освобождается от значительной доли рисков, связанных с сохранностью и состоянием этого имущества (они переходят к аренду) , чего не происходит при передаче имущества на праве хозяйственного ведения.

 В то же время, возможности государственного влияния на ГУП существенно больше чем на АП. Являясь учредителем ГУП, государство определяет в Уставе предмет и цели его деятельности, может реорганизовать и даже ликвидировать его, а также назначает руководителя предприятия.

  При этом в Уставе ГУП и в контракте, заключаемом с его руководителем, могут быть оговорены условия (признаки кризисной ситуации) , при которых, по решению собственника имущества ГУП, право хозяйственного ведения может быть временно заменено на право оперативного управления.

В отношениях с АП государство, в случае невозможности достичь соглашения, может расторгнуть договор аренды, что при определенных условиях сопряжено со значительными издержками. Поэтому вопрос о передаче на правах аренды или хозяйственного ведения федеральной, региональной и муниципальной собственности должен решаться в каждом конкретном случае исходя из выбранных органами власти приоритетных направлений своей деятельности и с учетом сложившихся рисков.

Источник: https://www.freepapers.ru/110/rol-gosudarstva-kak-subekta-predprinimatelskogo/141721.893351.list1.html

Государство, как субъект предпринимательской деятельности в стране – задачи, функции и параметры

Государство как субъект предпринимательской деятельности

Бизнес юрист > Корпоративное право > Принципы работы государства, как субъекта предпринимательской деятельности

Государство, как субъект предпринимательской деятельности, может выполнять множество ролей. Они будут зависеть от обстановки, сложившейся в бизнес среде страны, результатов, которых пытается достигнуть государство, и поведения общества.

Роль государства в управлении рынком

Государственное управление имеет как положительные, так и отрицательные моменты:

  • в стране предпринимательство находится под запретом либо государство будет возводить искусственные барьеры на пути развития
  • государство выступает в роли стороннего зрителя (не помогать развитию бизнеса, но и не мешать ему)
  • страна выступает участником развития предпринимательской сферы (постоянно ведется работа по созданию благоприятных условий для предпринимателей, поиск экономических агентов и прочее)

Страна в сфере развития предпринимательства может выполнять роли, описанные в таблице 1.

Наименование ролиОписание
ОбразовательнаяВыражается в подготовке и учебе граждан предпринимательской работе. Достичь успехов в этой среде в современном обществе можно при правильном использовании нескольких составляющих:

  • общеэкономических знаний
  • практики предпринимательской работы
  • умения планировать и рассчитывать свою работу, что выражается в осуществлении верных расчетов при заключении сделок и планировании деятельности
Оказание содействия в развитииОзначает формирование и применение мер по поддержке граждан, решивших стать предпринимателями либо только вступивших в данную сферу. Поддержка может выражаться в использовании льготного режима кредитования, предоставлении налоговых каникул и прочее.

Участие страны в деятельности субъектов, смотрите на видео:

Рынок и госпредпринимательство

Госпредпринимательство уместно там, где работа предпринимателя сопряжена с большими рисками либо требует значительных капиталовложений.

Если основной целью работы рынка является получение прибыли, то госпредпринимательство нацелено на социальное и экономическое развитие общества.

Это выражается в стремлении к увеличению темпов экономического роста, снижении безработицы, стимуляции научно-технических процессов, балансировке периодических колебаний и прочее.

https://www.youtube.com/watch?v=Dj0h4WT7AS8

Для обеспечения жизнедеятельности граждан страны от государства, как субъекта предпринимательской деятельности, требуется поддержка и развитие таких сфер экономики, которые обладают низкой рентабельностью, но в то же время являются социально значимыми.

Например, предприятия жилищно-коммунальной сферы, энергетическая отрасль, некоторые транспортные организации.

Госпредпринимательство выполняет следующие функции:

  • формирование и внедрение для граждан и юрлиц с госучастием системы льгот при оплате и использовании социальных услуг
  • поддержка капитало- и наукоемких отраслей народного хозяйства для стимулирования науки и техники, и улучшения позиций на международной арене
  • поддержка субъектов страны: открытие в депрессивных регионах производственных и промышленных предприятий, повышение уровня занятости, охрана окружающей среды (возведение очистных конструкций, использование безотходного метода производства)
  • производство товарной продукции
  • поддержка фундаментальных научных начинаний

Сферы деятельности между государством и бизнесом разделены. Госучастие осуществляется на тех предприятиях, которые не привлекательны для бизнеса из-за низкой прибыльности.

Даже если госорганизация будет обладать широкими полномочиями, ей это не поможет добиться экономической самостоятельности, которой пользуется частный бизнес.

Для госпредприятий характерно сочетание рыночного и нерыночного направления хозяйственной деятельности.

Госсектор экономики не может конкурировать с частным бизнесом. Госпредприятия используют систему преференций, предоставляемых властями страны: льготным налогообложением, получением дотаций, каналов сбыта продукции.

Госпредприятия редко инициируют процедуру банкротства, акционеры, кроме государства, отсутствуют.

Такие факторы отрицательным образом сказываются на развитии производства, оптимизации затрат, на ценообразовании и так далее.

Госразвитие предпринимательства

Госразвитие предпринимательства характеризуется следующими признаками:

  • наличием стабильных социальных выплат гражданам страны (заработные платы, пенсионное обеспечение, система льгот, пособия, премиальные и прочее)
  • поддержка жизненно важных отраслей экономики
  • создание промышленных и производственных предприятий
  • содействие занятости граждан
  • финансирование научно-технической сферы
  • внедрение природоохранных технологий
  • выпуск продукции, монополизированной государством

Задачи госпредпринимательства в РФ

Важнейшей задачей госрегулирования в экономической среде является работа, направленная на достижение поставленных целей, способствующих применению государственных функций в экономике.

При этом значение имеет развитие среды, благоприятной для роста экономических показателей и развития предпринимательства в сегодняшнем обществе.

Выполнению задачи способствует решение сопутствующих проблем:

  • стабилизация экономики
  • создание условий для стабильного экономического развития и обращения финансов
  • развитие конкуренции
  • обеспечение стабильности цен
  • увеличение трудовой занятости граждан
  • создание среды для развития социальных взаимоотношений и так далее

Формы госпредпринимательства

Государственная предпринимательская деятельность имеет множество форм:

  1. Акционерные организации, где 100% уставного капитала находится в собственности государства.
  2. Государственные организации (юрлица унитарной формы с правом хозяйственного ведения и оперативного управления).
  3. Юрлица со смешанной формой. Слияние частного и госкапитала в одной организации позволяет государству привлекать и использовать частный капитал в социально-экономических целях. Частный инвестор за счет влияния в предприятие с госучастием получает преференции в виде льготного кредитования, налогообложения и прочее. Такие юрлица формируются в случае, если государство приобретает акции юрлица частной формы собственности либо если частный бизнес закупает акции у государства.
  4. Государство может передать активы и госкапитал частному юрлицу либо физлицу. Например, передача активов в доверительное управление. Такой прием используется, если госсобственник не способен эффективно управлять и распоряжаться активами. При этом после их передачи у приемника не возникает право собственности. государство может определять принципы и правила распоряжения переданными объектами.

Бизнес-партнерство государственного и частного сектора позволяет добиться лучших результатов деятельности госучастнику и обрести устойчивое финансовое положение частному партнеру. Таким образом, сотрудничество государственного и частного бизнеса способствует улучшению экономической ситуации.

о госзакупках:

Программа развития госсектора

Программа развития госсектора представляет собой составляющую плана экономического развития страны. Выполнение условий программы является обязательным для предприятий госсектора.

Госпредприятия осуществляют свою деятельность в соответствии со следующей документацией:

  • план-приказ
  • план развития организации

Эти акты утверждаются вышестоящими организациями. Также госпредприятия пользуются полномочиями на осуществление самостоятельной производственной деятельности в пределах, дозволенных вышестоящим органом.

Каждые 3 месяца госпредприятие предоставляет отчет о выполнении показателей планов, программ и за самостоятельную хоздеятельность.

То есть, со стороны государства осуществляется постоянный контроль над работой предприятий государственного сектора.

Для совершения финансовых операций госпредприятия используют собственные средства от реализации производимой продукции, услуг.

Если обязательства за счет собственных доходов не покрываются, то недостаток средств компенсируется бюджетными деньгами. Перед закрытием финансового года сэкономленные денежные средства подлежат возврату в бюджет.

Для усиления государственного присутствия в руководстве предприятий, относящихся к государственному сектору экономики, внедряются следующие программы:

  1. Для улучшения качества управления пакетами акций, принадлежащих государству, планируется создание подробного перечня государственного имущества. Возникла данная необходимость, в том числе, в связи с тем, что акции госорганизации «А» принадлежат юрлицу «Б» с госучастием. При этом предприятие «А» осуществляет деятельность, как частное юрлицо.
  2. При планировании экономического развития страны следует сформировать индиактивную программу совершенствования, основываясь на структуризации государственной отрасли.

Признаки госпредприятия

Важнейшими признаками предприятия государственной формы собственности являются:

  1. Осуществление государственного контроля над собственностью организации и ее финансово-хозяйственной деятельностью. Контролирующими органами могут выступать министерства, ведомства, объединения, обладающие безраздельными полномочиями по использованию имущества и принятию управленческих решений. Также в процессе управления может участвовать частный бизнес, но он полностью контролируется государством.
  2. Цели деятельности госпредприятий заключаются не только в получении наибольшей прибыли, но и в удовлетворении потребностей граждан страны. Этот факт не всегда совпадает с экономическими интересами юрлица с госучастием, но подтверждает его социальную направленность. При этом выполнение социальных функций может сопрягаться с возникновением убытков.

Общие черты государства, как субъекта предпринимательства в разных странах

На сегодняшний день выявляется единственный фактор, объединяющий процедуру госуправления во множестве стран. Он выражается в формировании министерств и ведомств, в чьи функциональные обязанности входит контроль и регулирование областей государственного сектора страны.

Таким образом, предпринимательская деятельность государства направлена на выполнение социально значимых задач для граждан страны. Получение прибыли является второстепенным, а ее недостаток покрывается за счет бюджетных средств.

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: https://PravoDeneg.net/corporate/gosudarstva-kak-subekta-predprinimatelskoj-deyatelnosti.html

Государство, как субъект предпринимательской деятельности в стране – задачи, функции и параметры – Бизнес Хаб

Государство как субъект предпринимательской деятельности

24.02.2020

Определение 1

Предпринимательство представляет собой деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли в ходе производства или продажи готовых изделий, оказания услуг, выполнения работ.

Для целей предпринимательства используются нематериальные активы, труд, имущество, как самого предпринимателя, так и средств, привлеченных со стороны. Предпринимательство представляет собой экономическую деятельность в ходе организации собственного дела.

Для предпринимательства характерны финансовые риски и уровень ответственности. Другими словами предпринимательство является деятельностью инициативного характера индивидуальных лиц или коллективного объединения юридических и физических лиц.

Выделяют несколько видов предпринимательства: малое предпринимательство, среднее и крупное предпринимательство. Данное разделение достаточно условное и в разных государствах достаточно отличается.

Для того чтобы начать предпринимательство в большинстве государств нужно официально зарегистрироваться.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В соответствии с российским законодательством предпринимательство осуществляется юридическим или физическим лицом после регистрации в порядке и установленном законом.

Гражданский кодекс характеризуют предпринимательство как самостоятельную, осуществляемую на свой страх и риск деятельность, которая направляется на систематическое получение прибыли от использования имущества реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг лицами, которые зарегистрированы в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.

Функции предпринимательства

Замечание 1

Сущность предпринимательской деятельности можно раскрыть через ее функции. Предприниматель берет на себя инициативу по соединению производственных факторов в единый процесс выпуска товаров и услуг для того, чтобы получить прибыль.

Предприниматель представляет собой организатора производства, который настраивает и задает тон деятельности предприятия, определяет стратегию и тактику поведения предприятия, принимает ответственность за ее успешное проведение.

Предприниматель это человек, который не боится риска, а сознательно идет на него для достижения бизнес-целей. Также предприниматель является новатором, который внедряет основе новые продукты, технологии и формы организации дела.

Можно выделить несколько основных функций, которые выполняет предпринимательство:

  • общеэкономическая,
  • ресурсная,
  • творческо-поисковая,
  • социальная,
  • организаторская.

Основной функцией является общеэкономическая, обусловленная ролью предпринимательства в качестве субъекта рынка. Предпринимательство направлено на выпуск продукции и оказание услуг, а также их доведение до конкретных потребителей, домашних хозяйств, государства и прочих предприятий.

Важная функция предпринимательства заключается в ресурсной функции. Развитие предпринимательской деятельности предполагает эффективное использование воспроизводимых и ограниченных ресурсов.

Ресурсы представляют собой материальные и нематериальные условия и факторы производства.

В первую очередь предпринимательство направлено на использование трудовых ресурсов, земли и природных ресурсов, производственных средств и научных достижений, а также предпринимательского таланта.

Часто предприниматели гонятся за максимальным доходом или прибылью, что приводит к техническому использованию ресурсов. Данная деятельность предпринимателя может нанести вред окружающей среде и обществу.

По этой причине важнейшее значение приобретает регулирующая роль государства, которая устанавливает формы ответственности предпринимателя за неправильное использование ресурсной функции.

  • Новаторская функция представляет действия по процессу продуцирования новой идеи технического, организационного или управленческого характера.
  • Новаторская функция проявляется в осуществлении исследовательских и конструкторских разработок, создании новой продукции, предоставлении новых услуг.
  • Творческо-поисковая функция определяется использованием в процессе предпринимательства новых идей и выработкой новых средств и факторов достижения поставленных задач.
  • Творческая функция тесно связана со всеми другими функциями и характеризуется определенным уровнем экономической свободы предпринимательских субъектов.

Социальная функция представляет собой изготовление услуг, которые нужны обществу. Социальная функция проявляется в возможности дееспособных лиц быть собственниками дела и проявляет свои индивидуальные возможности и таланты. Чем эффективнее будет функционировать предпринимательство, тем больше будет размер поступлений в государственный бюджет.

Развитие предпринимательской деятельности обеспечивает рост количества рабочих мест, сокращает уровень безработицы и повышает жизненный уровень и социальное положение наемных работников.

Организационная функция предпринимательства представляет собой принятие предпринимателями самостоятельного решения по организации собственного дела, внедрение внутрифирменного предпринимательства, формирование управления и создания сложных предпринимательских структур.

Роль и значение предпринимательства

Предпринимательство играет огромную роль в развитии современной рыночной экономики и представляет собой связанную систему, включающую большое количество предпринимателей.

Замечание 2

Роль малых, средних и больших предприятий любого государства трудно переоценить. Именно с помощью предпринимательства создаются новые рабочие места, внедряются технологии, что способствует росту экономической мощи любой страны.

Предпринимательство — двигатель современной экономики. Оно формирует в обществе особый слой людей, которые самостоятельно решают сложные задачи по управлению хозяйством.

Важнейшая функция предпринимателя отражается на экономической жизни государства и состоит в поиске ресурсов для достижения целей и соединении усилий большого количества людей для получения определенного результата, который будет полезен для всего общества.

Источник:

Функции государства в становлении и развитии предпринимательства

Государство в период становления и развития предпринимательства выполняет следующие основные функции.

Первая функция государства в становлении и развитии предпринимательства формирование государством субъектов современного предпринимательства, способных и реализующих свои возможности к инновационной, связанной с риском деятельности людей во всех сферах экономики.

Государство располагает для этого различными возможностями и средствами.

Оно обеспечивает экономическую свободу предпринимательства, создает четкие равные «правила игры» на всем экономическом пространстве России, формирует экономический механизм стимулирования предпринимательства, а также налоговую, кредитную, страховую, амортизационную и другие научно-обоснованные системы регулирования.

Государству принадлежит обязанность создания эффективной системыобразования, подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации предпринимателей и т.д.

Вторая функциягосударства в становлении и развитии предпринимательстваформирование конкурентной среды, способствующей развитию подлинной экономической состязательности, где конкурентные преимущества обеспечиваются за счет непрерывного обновления технологии и техники на базе высших достижений науки, внедрения инновационного менеджмента и маркетинга, полной реализации инновационных и рисковых способностей предпринимателей, разгосударствления и рациональной приватизации, хорошо отработанного эффективного механизма антимонопольной политики, регулирования уровня открытости российского рынка для иностранных конкурентов, рационального протекционизма экспорта наукоемкой конкурентоспособной продукции.

 Третья функция государства в становлении и развитии предпринимательствасоздание условий для устойчивого увеличения предложения товаров и услуг высокого качества, производимых на инновационной основе. Эти условия создаются с помощью стимулирования и поддержки предпринимательских структур.

Формирование предложения инновационных товаров и услуг требует соответствующей инновационной политики государства, ориентации предпринимательской стратегии и предпринимательских структур в рамках всего инновационного цикла. Речь идет об ориентации фундаментальной и прикладной науки, сферы воспроизводства на макро-, мезо- и микроэкономическом уровнях.

Формирование предложения инновационной конкурентоспособной продукции может быть стимулировано государством с помощью налоговой, финансово-кредитной, страховой, амортизационной политики и других составляющих инновационной и экономической политики в целом.

Государство может поощрять своей экономической политикой рационализацию процесса специализации в каждом регионе и предпринимательской структуре в направлении их переориентации на производство конкурентоспособной продукции на местном, региональном, национальном и международном рынках.

Четвертая функция государства в становлении и развитии предпринимательствастимулирование и непосредственное формирование спроса на инновационную продукцию. Прежде всего, необходима разработка системы государственных заказов на наукоемкую продукцию.

Государственные заказы целесообразно формировать в первую очередь в рамках соответствующих программ по производству необходимых обществу наукоемких изделий.

Это продукция в интересах обороны, обеспечения государственных предприятий наукоемким оборудованием, созданным на базе высших достижений науки и техники, осуществления интервенции продаж конкурентоспособной продукции с целью сбивания цен, приведения их к социально приемлемому уровню, а также для создания резерва наукоемкой продукции на всякие непредвиденные случаи с задачей воздействовать на конъюнктуру рынка и т.д.

Государственный заказ – это не только заказ федерального Правительства. Необходима и система региональных заказовна наукоемкую продукцию высших кондиций, конкурентоспособную не только на региональном, но и на национальном и международном уровнях.

  • Государство может поддерживать устойчивый спрос на конкурентоспособную продукцию, стимулируя его с помощью налоговой и кредитной систем, обеспечивая социальную защиту населения, способствуя развитию импорта наукоемкой, конкурентоспособной продукции, создавая или способствуя созданию эффективной организационной и рыночной инфраструктуры.
  • Пятая функция государства в становлении и развитии предпринимательстваформирование организационной и рыночной инфраструктуры предпринимательства.
  • В настоящее время ставится и в определенной мере решается проблема государственной поддержки в целях создания инфраструктуры малого бизнеса.
  • Инфраструктура малого предпринимательства должна быть интегрирована в систему инфраструктурного обеспечения предпринимательства в целом, вне зависимости от масштаба предпринимательской деятельности (малое, среднее, крупное предпринимательство).
  • Выполнение этой функции требует создания системы соответствующих рынков: национального, регионального, местного, в рамках СНГ.

Одновременно, государство призвано оказывать поддержку в создании системы учреждений, фирм, структур, обеспечивающих процесс формирования, развития и поддержки всех форм предпринимательства (центров информационно-консультативного, научного обеспечения, подготовки и повышения кадров предпринимательства, лизингового и маркетингового обслуживания, инновационных центров и союзов предпринимателей и т.д.).

Шестая функция государства в становлении и развитии предпринимательстваобеспечение социальной ориентации данного процесса.

Выполнение этой функции требует внимания предпринимательских структур к достижению не только экономического, но и социального эффекта.

Последний обеспечивается тем, что предпринимательский тип воспроизводства является основой благосостояния всех членов общества.

Правильное понимание сущности и роли предпринимательства требует от государственного регулирования стимулировать воспроизводство инновационного типа, развивать конкуренцию. Это повышает уровень и динамичную устойчивость развития национальной экономики. Здесь путь к росту национального богатства и возможность обеспечить благосостояние для всех.
  1. Государственная служба сможет эффективно выполнять перечисленные и другие функции государственного регулирования, если она будет строиться на определенных принципах.
  2. Так, необходимо научное понимание экономической сущности содержания и роли предпринимательства в развитии экономики страны и материальном обеспечении жизнедеятельности общества.
  3. Важно обеспечить рациональный протекционизм современного цивилизованного предпринимательства, органическое сочетание экономических и социальных целей и программно-целевое регулирование.
  4. Особое значение имеют государственная поддержка многообразных форм предпринимательской деятельности при условии ее мотивационной направленности, гарантированности, гибкого дифференцированного подхода.
  5. Должны быть обеспечены разделение и кооперация полномочий между государственной, федеральной, региональной и местной властью.

Источник:

5. Государство как субъект предпринимательской активности

Роль государствакак субъекта предпринимательскогопроцесса может быть различной взависимости от общественных условий,ситуации, складывающейся в сфере деловойактивности, и тех целей, какие ставит

перед собой государство.

Источник: https://hub-bs.ru/buhgalteriya/gosudarstvo-kak-subekt-predprinimatelskoj-deyatelnosti-v-strane-zadachi-funktsii-i-parametry.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.