Дознаватели в военной полиции

Дознаватель: это кто в полиции?

Дознаватели в военной полиции

В правоохранительных органах РФ немало должностей напрямую связано с розыском преступников и расследованием нарушений закона. К перечню таких профессий относятся не только следователи и оперуполномоченные, но и дознаватели. Поэтому следует разобраться в главных обязанностях этих сотрудников.

Дознаватель: кто это такой?

Согласно уголовно-процессуального кодекса России дознаватель – это должностное лицо органа дознания, который работает в следственном или ином подразделении по итогу своей деятельности.

Он составляет стандартный судебный акт, но при этом к ответственности подозреваемого лично не привлекает, зато имеет право осуществлять предварительное расследование в виде дознания, а также исполнять смежные полномочия, предусмотренные законом.

Поэтому дознаватель – это лицо, которое имеет право обжаловать действия менее компетентного субъекта и автоматически параллельно обжаловать его поступки: руководителя органа дознания или начальника подразделения.

Обычно в данной роли выступает опытный работник, самостоятельно контролирующий деятельность при помощи сообщений о преступлениях, прописанных в п.1 ч.3 ст.150 уголовно-процессуального кодекса.

Все другие аналогичные составы рассматриваемых преступлений относятся уже к компетенции других профессионалов. Хотя в отдельных ситуациях процесс дознания может совершать иное лицо (но только по личному указанию прокурора).

Центральное условие – чтобы в качестве дознавателя не выступало лицо, которое ранее проводило оперативно-розыскные мероприятия по упомянутому делу.

Поэтому обычно, дознание ведёт специально назначенный штатный сотрудник правоохранительного органа, обладающий требуемой квалификацией и имеющий высшее юридическое образование, а также профессиональные навыки (согласно определённой категории преступления). На практике роль дознавателя часто выполняют участковые уполномоченные или оперативники.

Главные функции профессии

Суть работы дознавателя сводится к процессу проведения полной проверки по поступившему заявлению. После изучения дела он принимает одно из двух решений: возбудить производство (осмотр места преступления, допрос, обыск) или отказать.

При необходимости можно дополнительно назначать телефонное прослушивание. Заодно именно дознаватель решает вопрос о заключении подозреваемой особы под стражу.

Собственные профессионалы имеются во многих силовых структурах России:

  • следственные органы ФСБ;
  • МВД;
  • таможенная служба;
  • федеральная служба судебных приставов;
  • пожарная охрана.

Как только любые служебные мероприятия берут старт, сотрудник органа дознания лично направляет прокурору соответствующее постановление. Получив этот документ, коллега также имеет право согласиться с выводами, вынести постановление об отзыве и даже вернуть материалы сотруднику для вторичной проверки. В случае, когда по делу вынесено положительное решение, оно принимается к производству.

Каковы полномочия?

Основные полномочия дознавателя указаны в должностных инструкциях. Подобная бумага обычно составляется индивидуально для каждого руководителя и сотрудника органа. Нередко документ представлен в форме таблицы, где указаны обязанности по должности и сроки их выполнения:

  • Рассмотрение заявлений и сообщений о правонарушениях.
  • Принятие решения по итогам проверки.
  • Возбуждение уголовных дел.
  • Производство процессуальных действий.
  • Приостановление преследования, если имеются основания.
  • Прекращения процесса дознания.
  • Отправка материалов по подследственности или прокурору.

Вся деятельность дознавателя целиком регламентируется законом РФ. Среди главных ограничений отмечают полное подчинение начальству и вышестоящим органам, поскольку деятельность сотрудника обязана осуществляться только по принципам отечественного судопроизводства. А из плюсов – возможность применять меры принуждения без контроля сверху.

Основные права

По факту работать дознавателем – большая ответственность, ведь в правоохранительных органах это довольно значимая должность. Пускай они часто разбираются лишь с элементарными преступлениями, без них было бы гораздо сложнее рассматривать поток заявлений-жалоб. Чтобы максимально упростить процедуру, права дознавателей расширены до следующих границ:

  • выполнение вопросов, которые не требуют отлагательств;
  • проведение полноценного расследования;
  • обеспечение компенсации за испорченное имущество (если пострадавший испытал материальные потери во время преступления);
  • контроль сути заявлений или смежных заявлений о нарушениях;
  • инициатива при возбуждении уголовных дел;
  • производство процессуальных действий;
  • временное прекращение преследования;
  • окончательное приостановление начатого дознания.

Как правило, дознаватель имеет возможность и официально уполномочен самостоятельно реализовывать любые следственные процедуры и принимать финальные решения, за исключением ситуаций, когда (в соответствии с УПК РФ) на это требуется дополнительное согласие начальника органа дознания, прокурора или судебное решение.

Главные отличия дознавателя от следователя

Дознаватель – сотрудник органов дознания, который, подобно следователю, уполномочен проводить следствие по уголовному делу, а затем перенаправлять его в суд для дальнейшего рассмотрения.

Но стоит помнить, что дознаватель имеет все полномочия расследовать лишь преступления легкой и средней тяжести – около 68 составов (включая мелкие кражи, причинение вреда здоровью и пр.).

Заодно такой сотрудник изучает детали большинства административных дел: именно в этом и заключается его главное отличие от следователя.

Основные особенности деятельности

Если рассматривать лучшие черты этой профессии, то стоит выделить компетенции должности, к которой относятся очень простые составы преступлений, а общественный риск – невысокий.

Одновременно с этим следователь имеет право принять к производству только «дознавательский» материал, а дознаватель со своей стороны – «следовательский» принять не имеет возможности.

Поэтому понять, кто именно для подозреваемого и обвиняемого хуже, сказать трудно.

По умолчанию дознаватель несёт ответственность за собственные решения и действия. Поэтому он должен работать согласно закону РФ и выполнять отведённые ему обязанности. По факту должностные лица органа дознания считаются субъектами производства следственных действий, чья главная цель – проверка сообщений о преступлении и сбор доказательственной базы в стадии возбуждения уголовного дела.

Для того чтобы стать дознавателем, необходимо получить высшее юридическое образование. Но для соблюдения полного перечня требований работники полиции должны соответствовать следующим параметрам:

  • Возраст от 18 лет (но с учётом обучения в ВУЗе, старт карьеры придётся на 21-22 года).
  • Стаж (после окончания обучения, работу можно найти и без стажа, но для конкретных должностей может потребоваться опыт минимум от 3-х лет).
  • Отсутствие противопоказаний по состоянию здоровья и хорошая физическая подготовка.
  • Морально-психологическая устойчивость.

Вдобавок каждый дознаватель должен быть отличным психологом и изначально уметь располагать к себе людей.

Его обычная работа отличается большой ответственностью: за итоги расследований и следователи, и дознаватели отвечают перед начальством лично.

Поэтому сотрудника могут принудительно отстранить от дел, в которых он каким-либо образом заинтересован в положительном исходе дела (прямо или косвенно).

Какая проводится профилактическая работа в деятельности?

Исполняя стандартные процессуальные функции, дознаватель обязан своевременно применять на деле неотложные меры к предупреждению преступлений и устранению причин, которые способствуют их возникновению.

Параллельно такой сотрудник правоохранительных органов имеет право направлять компетентным службам информацию, нужную для розыска тех граждан, которые уклоняются от дознания или находятся под подозрением в совершении преступления.

Выполняя дознание на практике, каждый сотрудник обращает внимание на условия, которые стали первопричиной преступных поступков.

Согласно результатам контроля, дознаватель имеет право вносить обобщенные предположения в органы, учреждения, организации, которые должны принимать должные меры к устранению данных деталей.

Когда руководители филиалов не выполняют подобные предписания, дознаватель обязан направить соответствующую информацию в прокуратуру.

Часто дознаватель вынужден вести профилактическую работу и среди жертв, если они подверглись посягательству из-за виктимного поведения. Обычно типичным методом такой работы становится разъяснительная беседа. Поэтому, исследуя на практике уголовные дела и осуществляя профилактику преступлений, дознаватель вынужден по долгу службы периодически:

  • проводить обзорные лекции;
  • выступать перед населением;
  • делать доклады на предприятиях.

Главной задачей таких мероприятий является информирование граждан и трудовых коллективов в доступном виде о способах предупреждения правонарушений в будущем. Самыми эффективными каналами для подобного общения сейчас становятся радио, TV и Интернет.

Ради накопления практических навыков по расследованию преступных деяний дознаватели специально действуют по плану, составленному надзирающим военным прокурором и начальником военного следственного отдела при прокуратуре, а также участвуют в учебных сборах и каждый год проходят обязательную стажировку сроком 10 рабочих дней.

Сама профессия дознавателя всегда будет оставаться востребованной должностью, ведь такая работа нуждается в опытных кадрах, с настойчивым и упорным характером. По статистике, в России чаще всего эту должность занимают именно мужчины.

А средняя заработная плата дознавателей варьируется в границах 20-30 тыс. руб.

Хотя сюда также стоит добавить постоянные надбавки за стаж, премии за удачно раскрытые уголовные дела и другие бонусы в денежном эквиваленте в качестве поощрения.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/doznavatel-eto-kto-v-policii-5da374f474f1bc00b03e5c34

Бытие определило дознание

Дознаватели в военной полиции

В российской военной полиции появятся свои органы дознания. Сейчас в их компетенцию входит проверка сообщений о совершенных преступлениях. В дальнейшем военным дознавателям будут переданы полномочия для расследования и предъявления обвинений по уголовным делам.

В руководстве военной полиции (ВП), стоит отметить, к этой новации относятся очень сдержанно. Там считают, что сначала надо внести изменения в Уголовный кодекс.

“ Только прокурорский «террор» не позволил допустить того, что было в 90-е годы, когда в некоторых воинских частях заправляли дембеля ”

Между тем разговоры о возможности создания органов дознания в ВП неоднократно вызывали негативную реакцию в других правоохранительных структурах.

Именно поэтому в 2010 году первая попытка ввести дознавателей-следователей в штат ВП завершилась полной неудачей, как, впрочем, и сам процесс создания военной полиции.

Тогда резко против выступили представители Генпрокуратуры и Следственного комитета.

Но семь лет спустя органы дознания все-таки появились в составе ВП. Будут ли они способствовать укреплению дисциплины и правопорядка? Или они, как еще в 2010 году утверждали некоторые эксперты, позволят военному ведомству скрывать факты совершения преступлений? Попробуем разобраться.

Эпизодическая головная боль

Часто журналисты и даже эксперты ошибочно считают, что расследование воинских преступлений – дело Минобороны. Отсюда и проистекают постоянные утверждения о том, что военные скрывают преступления.

По этой же причине в СМИ появляются статьи, что военных следователей, судей и прокуроров отдадут в «профильные ведомства». На самом деле эти должностные лица никогда не подчинялись Минобороны. Военные прокуроры и следователи входили в служебную иерархию, замыкавшуюся на Генпрокуратуру и Следственный комитет РФ.

И приказать закрыть дело ни начальник гарнизона, командарм, командующий округом, даже министр обороны не могли.

 i.ytimg.com

Военное ведомство обеспечивало этих чиновников квартирами, медицинскими услугами, формой и т. п. Следует отметить, что военные юристы традиционно получали денежное довольствие, которое местами значительно превышало оклады войсковых офицеров.

К примеру, в начале 2000-х командир взвода, только что окончивший вуз, в Московском округе мог рассчитывать на 3–3,5 тысячи рублей, в СибВо – 4–4,5 тысячи.

В то же время у их одногодка военного следователя (тогда разделение прокуратуры и следствия еще не произошло) денежное довольствие доходило до 10 тысяч рублей, а бывало и выше.

Межведомственное разделение не случайно. Военные юристы прекрасно понимали, что их задача – не прикрывать людей, носящих такие же погоны, а выявлять преступления, расследовать их и предъявлять обвинения.

И эффективность служебной деятельности, впрочем, как и у других правоохранителей, измерялась количеством возбужденных дел по определенным статьям.

Причем следователи и прокуроры в погонах работали не только по специальным «военным», но и общеуголовным статьям УК.

Хороший пример – известная всем командирам частей и подразделений так называемая эпизодность. Она появилась в середине 2000-х годов и сразу стала головной болью для Минобороны РФ. Военные следователи не сводили все случившееся в одно уголовное дело, а возбуждали отдельное по каждому эпизоду.

К примеру, военнослужащий А. ударил солдата Б. три раза по голове. Раньше следователи возбудили бы одно уголовное дело по нескольким статьям. Но с введением «эпизодности» возникало уже три дела – за каждый удар.

Данный пример выглядит, на первый взгляд, несколько утрированным, но были и такие факты.

Нельзя забывать, что важный показатель эффективности служебной деятельности командира – числящиеся за подразделением, воинской частью, соединением и объединением правонарушения и преступления. Зачастую он оценивается не по успешно проведенным учениям, а по тому, сколько его подчиненные принесли «палок». И снимают с должности командиров чаще всего именно за высокий уровень правонарушений.

В выстроенной структуре военного следствия командирам остается только одно: сотрудничать с прокурорами и следователями в погонах, стараться устанавливать личный контакт. Если связи налажены, иногда можно договориться и о переквалификации статей, об объединении нескольких эпизодов в одно дело. Но не более того.

Формально в составе каждой воинской части есть внештатные дознаватели. Они проводят проверку по фактам совершения преступлений. После «внештатники» направляют документы в военную прокуратуру. Там представленные материалы рассматривают и принимают решение: отказать или передать уголовное дело в военно-следственное управление.

Дознавателями стремились назначить офицеров, имеющих юридическое образование. Обычно ими становились «пиджаки» – выпускники гражданских вузов, призванные на военную службу.

Вместо командования взводами они работали под руководством военной прокуратуры и следователей. Конечно, подчиняться «внештатники» должны командирам частей.

Но чтобы не портить отношения с прокуратурой и следствием, на самостоятельность таких дознавателей, как правило, закрывали глаза.

Органы от Сердюкова

В 2008 году бывший тогда министром обороны Анатолий Сердюков объявил о создании военной полиции. Сразу же стало известно, что в ее структуру планируется ввести дознавателей, которым должны передать расследование дел по части статей УК.

Понятно, что такие планы не вызвали понимания в Генпрокуратуре. Тем более что несколько раз появлялись сообщения, будто Минобороны собирается постепенно забрать под себя все следствие.

При этом Военно-следственное управление якобы планировалось поглотить.

Уже в 2010 году в некоторых гарнизонах на базе комендатур появились подразделения ВП. Правда, с не особо понятным правовым статусом. Чуть позже появились и дознаватели. Большинство из них сразу же откомандировали в военную прокуратуру и военно-следственные управления. Инициатором этих изменений выступил генерал Сергей Суровикин, возглавлявший тогда рабочую группу по формированию ВП.

Правда, позже все эти организационные изменения были отменены. Существует мнение, что агрессивная политика Анатолия Сердюкова при создании органов дознания, игнорирование мнения руководства других ведомств и послужили одной из причин его отставки.

Но в 2011 году в Вооруженных Силах России появилось Главное управление военной полиции. Предпосылки к формированию в ВП органов дознания были заложены в ее уставе. Но он был утвержден только в 2015 году. И вот сейчас в Минобороны смогли согласовать формирование органов дознания.

При этом, по данным «Военно-промышленного курьера», обсуждение перечня передаваемых под юрисдикцию ВП статей УК идет очень активно. Хотя разглашать его заинтересованные ведомства пока не намерены.

Судя по всему, в документ попадут статьи как «военные», так и общеуголовные, но малой тяжести.

А если учесть, что дознавателей в ВП будет всего 260, вряд ли речь идет о попытках Минобороны РФ поглотить следствие.

Сложность выбора

Почему формирование органов дознания в ВП сопровождается такими сложностями? По мнению противников новшества, такое решение позволит военному ведомству скрывать реальное количество преступлений и улучшать общую картину. Военным будет очень сложно вести следствие против своих же сослуживцев. В борьбе за показатели начнется сокрытие преступлений, в том числе и по требованию вышестоящего командования.

Но апологеты этого решения утверждают: следственные органы есть у МВД и ФСБ РФ. Следователи, там работающие, спокойно ведут дела против коллег и никакого давления от руководства ведомств на них нет.

Но нельзя забывать, что изначально представители следствия из этих органов ориентированы на борьбу с преступностью. А правоохранители попадают в их поле зрения только в том случае, если совершают правонарушения или преступления.

Причем зачастую такие уголовные дела сразу же забирает себе Следственный комитет РФ. В то же время военные дознаватели будут работать только против военнослужащих.

Если посмотреть на вооруженные силы США, то органы, отвечающие за расследование, так или иначе исключены из военной структуры управления, в них не предусмотрена военная служба. И замыкаются департаменты криминального расследования сухопутных войск, ВМС и ВВС США на министров видов вооруженных сил.

Нельзя забывать, что эти министры не носят погоны, выполняя как первостепенную функцию гражданского контроля над американскими военными. Исключение в этом списке сделано для департамента расследований армии США.

В нем предусмотрена военная служба, поэтому помимо профильного министра армейские следователи подчиняются и начальнику штаба американской армии.

Хорошо видно, что в Штатах следствие пытаются отделить от военной структуры управления. Но такая система не всегда действует эффективно. Гражданские «военные» министры часто переживают за родное ведомство даже больше кадровых офицеров. Отсюда многочисленные случаи сокрытия преступлений, замятых руководством.

К примеру, массовое надругательство в Ираке и Афганистане над телами убитых противников спецназовцами боевой морской особой группы быстрого развертывания (DEVGRU). Долгое время меняющиеся министры ВМС не давали департаменту криминальных расследований вести следствие по вскрывшимся эпизодам. Ситуация стала известна только благодаря расследованиям журналистов.

В середине 2000-х именно жесткий контроль военных следователей и прокуратуры позволял удерживать дисциплину в ВС РФ. Тогда в войска шел по призыву, мягко говоря, не самый лучший контингент: судимые, без образования, больные. Подавляющее большинство уголовных дел приходилось на неуставные отношения. Причем «неуставняком» отличался не только рядовой и сержантский состав, но и офицеры.

А командиры частей и подразделений всячески старались «спрятать» происшествия и преступления. Военнослужащих, самовольно оставивших часть, числили отпускниками. Некоторые командиры даже ухитрялись уволить их в запас. Солдат с побоями лечили в гражданских больницах или тайком у военных врачей.

Понятно, что сообразительные военнослужащие прекрасно понимали, какие перспективы открывает сокрытие их деяний.

Только «террор» военных следователей и прокуроров не позволил допустить того, что было в 90-е годы, когда в некоторых воинских частях заправляли анархия и дембеля.

Сейчас такой ситуации в ВС РФ уже нет. Можно смело утверждать, что дедовщина в целом побеждена. Сейчас более актуальны уголовные статьи, связанные с финансовыми махинациями. Поэтому военных следователей вполне можно переориентировать на борьбу с этими, ставшими актуальными проблемами. Что-то можно оставить и дознавателям ВП. Но при этом не следует игнорировать зарубежный опыт.

#павеливанов #военнаяполиция

Источник: https://www.vpk-news.ru/articles/37748

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.